До относительно недавнего времени присутствие женщин в высшем эшелоне корпоративного сектора было редким явлением. Еще в 2005 г. женщины составляли менее 10% членов советов директоров 600 крупнейших публичных компаний Европы. Сейчас эта цифра составляет более 30%. Самое время задать вопрос: что это изменило?
С социальной точки зрения, конечно, многое. Сегодняшние девочки вырастают, видя больше женщин-лидеров, и, надеюсь, почувствуют, что они тоже могут претендовать на такие роли. Молодые мужчины и женщины видят своими глазами, как женщины принимают важнейшие решения для своих компаний.
Но какое влияние это оказало на результаты деятельности компаний? Здесь тоже есть хорошие новости. Акции тех европейских компаний, где на руководящих должностях больше женщин, росли быстрее. Это показало исследование Goldman Sachs, где проанализированы данные по компаниям из фондового индекса Stoxx 600 за период после финансового кризиса 2008 г. Темпы роста цен на акции компаний в верхнем квартиле (по доле женщин в совете директоров и женщин-менеджеров) в среднем на 2,5% в год превышали показатели компаний в нижнем квартиле в своем секторе.
Однако за короткий период пандемии эти цифры выглядят менее убедительными. С конца февраля по конец сентября цены на акции компаний в том же верхнем квартиле отстают от цен на акции компаний нижнего квартиля на 7%. Это вполне может быть связано с тем, что среди компаний сферы услуг, в наибольшей степени пострадавших от нынешнего кризиса, доля женщин-сотрудников традиционно выше. Известно, что меры социального дистанцирования сильнее ударили по услугам, чем по производству. Некоторые из 20 секторов Stoxx, взятых для исследования, являются очень широкими, вроде «промышленных товаров и услуг», где компании сильно различаются по специализации — например, машиностроительные компании и кадровые агентства.
Кроме того, корреляция не означает наличие причинно-следственной связи. Превосходство над конкурентами компаний в верхнем квартиле по доле женщин-директоров и менеджеров может быть обусловлено целым рядом факторов. Вполне возможно, что женщины создают большее разнообразие мнений и используют иные подходы к решению проблем, чем мужчины. Также возможно, что, беря на работу людей из более широкого круга специалистов, включающего представителей обоих полов, компаниям удается привлечь наиболее талантливых профессионалов.
Причинно-следственная связь может работать и по-другому. Женщины могут быть более разборчивы в отношении работодателя и в конечном итоге выбирать для работы более эффективные компании. В период, охваченный исследованием, компании, имеющие такие показатели, как сильный баланс, стабильный рост прибылей и продаж, конечно, превзошли конкурентов и на фондовом рынке. Еще одна возможность — компании, которые назначают больше женщин руководителями, хороши и в других областях. Это делает долю женщин в советах директоров и исполнительных органах компаний полезным индикатором, но не прямой причиной ускоренного роста акций.
Неудивительно, что показатели компаний с высокой долей женщин на всех уровнях хорошо коррелируют с показателями, отражающими экологические, социальные и управленческие факторы деятельности компании. Вполне вероятно, что мы также наблюдаем побочный результат положительного влияния на цены акций растущего притока средств в фонды ESG (позитивно оцениваемых по критериям влияния на окружающую среду, социальной ответственности и качества корпоративного управления).
Мы также оценили такие фундаментальные показатели корпоративной деятельности, как рентабельность капитала, прибыль на акцию и рост продаж. В этих аспектах компании верхнего квартиля мало отличались от компаний нижнего квартиля. То есть, сделали мы вывод, большее гендерное разнообразие не имеет никаких негативных последствий. И даже если показатели эффективности и не являются убедительными доводами в пользу увеличения гендерного разнообразия, не стоит забывать о самом главном — обеспечении равных возможностей для всех.
Исследование Goldman Sachs показало, что представительство женщин в советах директоров существенно увеличилось, но доля женщин-менеджеров (на уровень ниже совета директоров) не росла столь же быстрыми темпами. Доля женщин-генеральных директоров остается все равно низкой, лишь 6% в компаниях индекса Stoxx Europe 600. В некоторых секторах в целом работает больше женщин, чем мужчин, включая розничную торговлю, средства массовой информации, путешествия и досуг, здравоохранение и финансы. Несмотря на это, во всех менее 50% женщин-менеджеров.
Бóльшая доля женщин на руководящих должностях — это не только показатель разнообразия, который нужно установить в виде цели или где нужно поставить галочку. Она позволяет снизить стоимость основного капитала, улучшить динамику акций и снизить их волатильность. Это хорошая новость для корпораций, инвесторов и общества.
Перевел Виктор Давыдов