Financial Times Переводы из Financial Times
Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как топливная реформа вызвала массовые протесты в Казахстане

Беспорядки, переросшие в вооруженные столкновения с десятками погибших, начались с того, что демонстранты обвинили власти в "ограблении бедных"

REUTERS/Pavel Mikheyev

Проведенная правительством Казахстана реформа одного сектора рынка - автомобильного топлива - на этой неделе неожиданно вызвала крупнейшие за многие годы массовые протесты, которые переросли в вооруженные столкновения и десяткам погибших, сообщает Reuters.

Казахстан объявил чрезвычайное положение в столице и других районах в среду после того, как демонстранты взяли штурмом и подожгли общественные здания. Организация Договора о коллективной безопасности направила в Казахстан миротворческие силы на ограниченный по времени период "для стабилизации и нормализации обстановки" в стране.

Протесты были вызваны реформой топливного рынка, впервые предложенной в 2015 году, которая вступила в силу в начале января: правительство отменило государственные субсидии на более дешевые виды топлива - бутан и пропан, но при этом обеспечило достаточный объем поставок сжиженного углеводородного газа (СУГ) на местный рынок.

Действовавшие до этого субсидии привели к тому, что Казахстан, крупный производитель нефти, регулярно сталкивался с нехваткой бутана и пропана. Производители СУГ - в том числе предприятия американских компаний Chevron и Exxon - предпочитали отправлять его на экспорт по более высоким ценам.

Правительство надеялось, что либерализация цен с 1 января приведет к увеличению поставок на внутренний рынок и тем самым облегчит проблему хронического дефицита. Однако эта мера привела к обратным результатам, так как цены мгновенно выросли почти в 2 раза до 120 тенге ($0,30) за литр сжиженного газа.

В таких регионах, как богатый нефтью Мангистау, где и начались протесты, бутаном и пропаном заправляют до 90% транспортных средств.

Другие виды моторного топлива, такие как бензин и дизельное топливо, стоят дороже - от 180 до 240 тенге ($0,40-0,55) за литр.

Народный гнев уже был подогрет растущей инфляцией, которая в Казахстане приближается к 9% в годовом исчислении - максимальному уровню более чем за пять лет, - и которая подтолкнула центральный банк к повышению ключевой ставки до 9,75%.

В богатой природными ресурсами республике проживают несколько долларовых миллиардеров из списка Forbes, но при этом, как считается, миллион человек находятся за чертой бедности.

Казахстан в настоящее время производит 1,6 миллиона баррелей нефти в сутки. Пока не было никаких признаков того, что добыча нефти в стране пострадала из-за протестов.

Правительственная комиссия после встречи с инициативной группой демонстрантов в Актау пообещала снизить цену сжиженного газа до 50 тенге за литр в Мангистауской области "в рамках социальной ответственности компании Казмунайгаз".

На совещании в среду президент Касым-Жомарт Токаев поручил исполняющему обязанности главы кабинета министров ввести государственное регулирование цен не только на СУГ, бензин и дизель, но и на социально значимые продовольственные товары сроком на 180 дней.

Кредитный рейтинг Казахстана вряд ли пострадает из-за вспыхнувших на этой неделе протестов и отставки правительства, поскольку у страны хорошие финансовые возможности, сообщило в четверг агентство S&P Global.

"Наш базовый сценарий подразумевает, что президент (Казахстана Касым-Жомарт) Токаев при поддержке России в конечном итоге восстановит порядок", - говорится в записке рейтингового агентства.

"Эти события могут привести к некоторой отсрочке правительственных планов финансовой консолидации, но сильные госфинансы и внешний баланс продолжат поддерживать наши рейтинги".

S&P сейчас оценивает рейтинг Казахстана на уровне "BBB-".

читать еще