Если бы Центробанк России не повышал ставку в течение 2021 года, то инфляция была бы сейчас на 4 процентных пункта выше, сказала глава ЦБР Эльвира Набиуллина.
По итогам 2021 года инфляция в России ускорилась почти в два раза до 8,4%, к 10 января она достигла 8,6% в годовом выражении.
Набиуллина назвала кардинальным изменением трендов ситуацию с ростом инфляции в мире.
"До последнего времени мир привык жить в условиях низкой инфляции, но под этим было несколько факторов... глобализация, формирование производственных цепочек, Китай с дешевой рабочей силой и с открытием большого рынка сбыта. Был еще один фактор, значение которого недооценивают... ужесточение финансового регулирования по всему миру", - сказала Набиуллина, выступая на Гайдаровском форуме.
Мягкая денежно-кредитная политика мировых центробанков только компенсировала действие этих дезинфляционных факторов, считает она.
"Сейчас происходит, на мой взгляд, глобальный разворот. Первое - те факторы, дезинфляционные, которые действовали, обращаются даже вспять. Мы видим деглобализацию, она кстати началась до пандемии, в том числе, как ответ на усиление Китая. Пандемия, когда многие страны столкнулись с проблемой производственных цепочек, способствовала тому, что страны стараются делать эти цепочки короче, локализовать у себя производство".
"И при этом к мягкой ДКП в условиях пандемии добавилась... агрессивно стимулирующая бюджетная политика, и на фоне накопления пузырей финансовых активов произошел навес накопления сбережений у домашних хозяйств", - сказала Набиуллина.
По ее оценке, это все проинфляционные факторы и уже сейчас начал действовать мощный долгосрочный проинфляционный фактор - ESG-переход.
"По сути дела, ESG-фактор - это будет длящийся шок предложения".
"Что нам делать? На самом деле, любая страна принимает сама решения - открывать двери этой импортируемой глобальной инфляции или не открывать", - сказала Набиуллина.
Она снова привела пример США и Германии в 1970-х годах, когда Бонн стал своевременно поднимать ставки; их уровень в итоге оказался не так высок, в то время как Вашингтон выжидал, и в итоге в ФРГ не было рецессии и стагфляции, как в США.
"Поэтому правильный диагноз того, что происходит в мире, правильная калибровка политики, ее своевременность - это то, что нужно, и промедление с тем, чтобы реагировать на это мерами денежно-кредитной, бюджетной политики может привести к худшим последствиям", - сказала Набиуллина.
В 2021 году ЦБР семь раз повышал ставку, доведя ее в декабре до 8,50%, и не исключил дальнейшего ужесточения политики на ближайших заседаниях.
"Если бы мы не делали того ужесточения политики (которое было в 21 году), инфляция была бы выше, где-то до 4 п.п.", - сказала она.
В этом случае ЦБР пришлось бы еще больше повышать ключевую ставку, сильнее "разогрелись бы" инфляционные ожидания.
"Да, наша денежно-кредитная политика не может сразу подавить инфляцию, потому что она действует с лагом, но это не означает, что она не работает, она способна справиться", - сказала глава ЦБР.
Своей политикой Центробанк реагирует на совокупный спрос, а говоря о предложении, Набиуллина сказала, что здесь важны меры правительства, которые могут подавить краткосрочный всплеск роста цен.
Набиуллина также сказала, что экономика России должна расти темпами выше трендовых, поскольку они очень низкие.
"Можем ли мы расти темпами выше трендовых? Да. Все зависит от нас".