Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

«Фюреры уходят, а знание пребывает вовеки». В РАН баллотируются учёные, поддерживающие войну

Владислав Иноземцев напоминает, что среди баллотирующихся на пост академиков — как минимум 40 человек, открыто выразивших свою поддержку войне в Украине.
Участница просветительского марафона "Новые горизонты" Российского общества "Знание" в павильоне "Россия - моя история" Артем Геодакян / ТАСС

На протяжении столетий наука выступала движущей силой развития общества, стремясь раздвигать пределы человеческих возможностей и препятствовать умножению зла на земле. Известны многочисленные примеры того, как учёные — выдающиеся и не очень — болезненно реагировали на войны, насилие, несправедливость и диктатуру.

Последней организацией, которая в нацистской Германии согласилась с применением Нюрнбергских законов о дискриминации евреев, была Прусская Академия наук.

Сам разгром нацизма был во многом обусловлен тем, что слишком много талантливых мыслителей и изобретателей, составлявших гордость германской науки первой половины ХХ века, покинули страну из-за несогласия с режимом. И даже тогда, когда учёным приходилось заниматься созданием военных технологий, величайшие из них — такие как американский физик Оппенгеймер и советский академик Сахаров — посвятили значительную часть своей жизни борьбе за мир.

Десятки интеллектуалов во главе с Эйншейном и Расселом в период «холодной войны» образовали Пагуошское движение, существующее и поныне и объединяющее учёных, последовательно отстаивающих идеалы мира и сотрудничества.

Сегодняшняя ситуацияв научном сообществе России разительно отличается от той, которая признавалась учёными нормальной на протяжении многих столетий.

В погоне за престижем, должностями и деньгами сотни отечественных чиновников от науки перешли на сторону зла и насилия.

При этом они, как, например, подписанты печально известного «письма ректоров» Речь о письме «в поддержку спецоперации».  — открыто говорят, что задача науки и образования заключается не в поиске истины, не в воспитании исследователей и учёных, а в том, чтобы «быть опорой государству». Вероятно, в том же смысле, в каком опорой ему являются спецслужбы, армия и несметная масса чиновников.

Поддержка войны в Украине, которая для любого исследователя в странах свободного мира стала бы как минимум моральным клеймом, рассматривается как доблесть — при этом те же ректоры, выступающие с оправданием агрессии и геноцида, делают эти заявления не в личном качестве, а от имени своих вузов, что прямо запрещено уставами многих из них. Я горд знакомством с Ириной Бусыгиной, которая выступила с обращением к Учёному Совету Высшей Школы экономики и потребовала родной вуз назвать подпись новоиспечённого ректора ВШЭ Анисимова под обращением выражением его личной позиции.

Но следование формальным правилам, как и элементарной морали, не является в современной России не только обязательным, но даже приличным.

Сегодня ситуация грозит перейти в новое качество. Российская Академия наук до последнего времени как организация оставалась в стороне от милитаризации российского общества. Однако с 30 мая по 3 июня в РАН состоятся очередные выборы, и среди баллотирующихся на пост академиков — как минимум 40 человек, открыто выразивших свою поддержку войне в Украине, которая стоит тысяч жизней ни в чём не повинных гражданских лиц и является вопиющим нарушением международного права.

Среди этих гениев есть люди, считающиеся специалистами по истории России, философии, экономике, праву и даже... международным отношениям. Помимо подписантов «письма ректоров», следует отметить также инициативных персон, подписавших схожие воззвания от имени Санкт-Петербургского государственного
университета и ФИАНа, а также нескольких человек, выступивших с соответствующими заявлениями в индивидуальном порядке.

Список, скорее всего, являющийся неполным, выглядит так: Елена Аксёнова (Квантовые технологии), Валерий Азязов (Физика), Анатолий Титов (Физика), Юрий Альтудов (Нанотехнологии), Аслан Апажев, (Механизация и автоматизация), Сергей Бабурин (Право), Михаил Барышев (Хранение и переработка), Анатолий Батаев (Неорганические материалы), Владимир Беспалов (Вычислительные процессы), Владимир Богатырев (Экономика), Владимир Васильев (Вычислительные процессы), Илдар Габитов (Механизация и автоматизация), Зайдин Джамбулатов (Ветеринария), Лев Железнов (Экспериментальная медицина), Виталий Исайчев (Растениеводство), Олег Карпович (Международные отношения), Владимир Козловский (Философия), Николай Колачевский (Физика), Александр Колсанов (Медицинская информатика), Михаил Криштал (Физикохимия), Елена Кудряшова (Философия), Ирина Кульганек (Литературоведение), Владимир Лебедев (Физика), Мария Ливзан (Терапия), Владимир Миловидов (Мировая экономика), Сергей Мирошников (Зоотехния), Виталий Морозов (Ветеринария), Александр Навроцкий (Химические науки), Андрей Наумов (Физика), Валентин Павлов (Урология), Ефим Пивовар (История России), Василий Попов (Защита растений и биотехнология), Александр Просеков (Хранение и переработка), Рустам Равилов (Ветеринария), Алексей Савватеев (Экономика), Олег Сухарев (Экономика), Анатолий Титов (Физика), Александр Трубилин (Экономика сельского хозяйства), Глеб Туричин (Физикохимия), Владимир Шевченко (Квантовые технологии), Андрей Шутов (История России), Олег Ястребов (Право).

Сегодня наивно предполагать, что «выборы» в Академию (как в Государственную Думу или на пост губернатора) могут принести в России результат, отличный от заранее запланированного и согласованного с кремлёвской администрацией. «Личный состав» РАН после возвращения Владимира Путина в Кремль
увеличился почти вдвое: теперь в не блистающей научными достижениями России уже не 500, а более 900 академиков.

Однако хотя никто из учёных не может серьёзно повлиять на саморасширение бюрократических структур, я
не исключаю, что в числе тех, кто будет голосовать на предстоящих выборах, есть люди, для которых человеческая честь и научная порядочность важнее, чем служение вождям, и именно им стоит внимательно прочитать приведённый выше список.

Зарубежным же коллегам, вероятно, стоит обусловливать своё сотрудничество с российскими учёными тем, с какой бурной радостью и энтузиазмом поддерживают они путинское вторжение в Украину.

В истории науки во всём мире были периоды расцвета научной свободы и жестокого подавления свободомыслия и нравственности. Однако почему-то всегда оказывалось так, что в памяти потомков оставались имена честных учёных, не подстраивавшихся под требования конъюнктуры и предпочитавших сиюминутным выгодам статус морального авторитета.

Таких людей в российском научном сообществе много и сейчас: открытое письмо против войны в Украине подписали более 120 действительных членов, членов-корреспондентов и профессоров РАН, а в целом — более 6 000 известных российских учёных. И они, на мой взгляд, правы, потому что фюреры приходят и уходят, а знание — синоним свободы и прогресса — пребывает вовеки.

читать еще