Мы все помним, сколь сильно за последние годы обесценилась Нобелевская премия мира. И сегодня я бы сказал: Дональд Трамп, вероятно, уже заслуживает ее, и может, не одну, а сразу три. Охотно допускаю, что премия будет вручена ему совместно с его соучастником — в лице израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху. Человека, на которого Международный уголовный суд уже выдал ордер на арест за военные преступления и преступления против человечности.
В конце концов, когда-нибудь Нетаньяху придётся закончить войну против палестинского гражданского населения — и это, в каком-то смысле, сделает его миротворцем.
Если уж в своё время Нобелевскую премию мира получили Генри Киссинджер и Ле Дык Тхо за войну во Вьетнами, то почему бы не вручить её Трампу и Нетаньяху?
К слову, Трамп в свое время ввел санкции против главного прокурора Международного уголовного суда — за то, что тот осмелился выдать ордер на арест его «приятеля». Также санкции были наложены на главного наблюдателя ООН по правам палестинцев — за доклад о причастности транснациональных корпораций к «геноциду» на палестинских территориях, по определению автора документа.
Но давайте не отвлекаться.
Пакистан, Украина, теперь Израиль и группа африканских лидеров по очереди выдвинули Трампа на соискание самой престижной награды — которую он, кстати, нисколько не стесняясь, страстно желает получить. Подумать только: США снабжают Украину и Израиль оружием до отказа — а те, в свою очередь, номинируют американского президента на премию мира.
Таков наш сегодняшний мир.
Правда, Украина отозвала номинацию после того, как Вашингтон временно прекратил поставки оружия. Последовательно, не правда ли? Теперь, когда поставки возобновились, возможно, Киеву стоит снова внести кандидатуру.
Вспомним, как Барак Обама получил Нобелевскую премию мира в 2009 году — просто за то, что стал президентом. Все тогда подозревали нечто подобное, а позже бывший директор Нобелевского института в своей автобиографии подтвердил: это было сделано, чтобы «укрепить позиции президента».
Если сравнивать с только что избранным Обамой, Трамп действительно кое-что сделал. Хотя критики не могут договориться, что именно — и насколько это важно.
Например, Трамп удержал мир от масштабной войны между Ираном и Израилем — и не превратил этот конфликт в очередную вечную войну для США. В сравнении с остальными представителями вашингтонской элиты, увлеченными военными действиями, это, возможно, что-то да значит.
Он также утверждал, что остановил краткий конфликт между Пакистаном и Индией. Правда, индийская сторона это отрицает и заявляет, что Трамп не сделал ровным счетом ничего. Премьер-министр Нарендра Моди был так раздражен, что отказался от визита в Вашингтон. А вот в Исламабаде с радостью позволили Трампу приписать себе заслугу — и даже выдвинули его на Нобелевскую премию.
Трамп действительно выступал посредником в заключении мирного соглашения между Руандой и Демократической Республикой Конго, послужившем к окончанию одного из самых продолжительных и кровопролитных конфликтов современности, унесшим миллионы жизней. Он также обеспечил США права на добычу полезных ископаемых в Конго. Правда, он забыл пригласить к переговорам одну из ключевых воюющих сторон — повстанческое движение М23, поддерживаемое Руандой. Так что достигнутая договоренность может оказаться бесполезной.
Но давайте вспомним некоторых лауреатов Нобелевской премии мира прошлых лет.
Лю Сяобо получил премию, по сути, за то, что много раз сидел в тюрьме за критику Коммунистической партии Китая.
Малала Юсуфзай стала лауреатом в основном за то, что её ранил в лицо вооруженный талиб.
У Лю действительно было одно реальное действие, которое, вероятно, спасло жизни — но о нем редко вспоминают в западной прессе и не упомянули в решении Нобелевского комитета. Он был одним из немногих профессоров, которые убедили студентов покинуть площадь Тяньаньмэнь в июне 1989 года — за несколько часов до того, как армия начала зачистку. Именно поэтому на самой площади не было бойни, массовые убийства произошли вокруг нее.
Непонятно, почему Лю и Малала были более достойны премии, чем, например, Эдвард Сноуден или Джулиан Ассанж — люди, которые предупредили мир о повсеместной, часто незаконной слежке, осуществляемой западными правительствами, особенно США, как за своими гражданами, так и за иностранцами. Ассанж также раскрыл потенциальные военные преступления, совершённые американскими военными.
Почему же их не признали?
Все знают почему: Нобелевский комитет, как и многие другие международные, но фактически западные институты, отмечает диссидентов враждебных Западу государств, но игнорирует диссидентов внутри самого Запада.
Вы называете это двойными стандартами? А я скажу — ничего нового. Все как всегда.