Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Как Германия помогает Украине

В 2000–2010 годах Германию нередко называли «адвокатом России» в Европе и в мире, то после начала широкомасштабной войны Берлин резко изменил свою геополитическую парадигму и стал «адвокатом» Украины. Но если лоббирование интересов Киева на международных площадках, например, его членства в ЕС или в переговорах с президентом США Дональдом Трампом, не связано для ФРГ с финансовыми расходами, то другие виды поддержки требуют ощутимых средств.
Борис Писториус, министр обороны ФРГ (слева в пиджаке), и Фридрих Мерц, канцлер, среди германских военных
Борис Писториус, министр обороны ФРГ (слева в пиджаке), и Фридрих Мерц, канцлер, среди германских военных Социальные сети

Ныне Германия находится не в самом благоприятном экономическом состоянии. Канцлер Фридрих Мерц прямо заявил о серьезных проблемах с наполнением госбюджета и о невозможности финансировать некоторые социальные программы в прежних размерах, но министр финансов Ларс Клингбайль, находясь в Киеве, обещает продолжение помощи, при этом называя точные суммы в год.

Есть ли у Германии желание и возможность продолжить систематическую долгосрочную поддержку украинского государства?

Политическая воля

В коалиционном соглашении, основном программном документе нынешнего парламентского большинства в составе консерваторов ХДС/ХСС и социал-демократов, Украина упоминается рекордных 17 раз. Наряду со словами солидарности с украинским народом, в соглашении присутствует и конкретная формулировка:

Мы будем оказывать Украине масштабную помощь для того, чтобы она могла эффективно защищаться против российского агрессора и отстаивать свою позицию в переговорах.

Фридрих Мерц, сделав поддержку Украины одной из центральных тем своей предвыборной кампании в начале 2025 года, перенял политическую формулу своего предшественника Олафа Шольца: оказывать Киеву помощь столько, сколько потребуется.

Мнение канцлера, неоднократно выраженное в публичных заявления, поддерживает и министр иностранных дел ФРГ Йоханн Вадефуль, он подчеркивает, что германская и европейская помощь Украине будет сохранена при любых условиях.

Позиция партнеров ХДС по коалиции также не вызывает сомнений. Ларс Клингбайль, не только вице-канцлер и министр финансов, но и сопредседатель СДПГ, четко выразил готовность помогать Украине на долгосрочной основе. И если в левоориентированных социал-демократических внутрипартийных группах идет дискуссия о той или иной модели переговоров с Россией, то относительно самого факта необходимости продолжения помощи жертве агрессии в партии есть консенсус. В связи с тем, что текущие решения о новых пакетах поддержки Украины принимаются в Бундестаге простым большинством, в тех случаях, когда утверждение в парламенте необходимо, проукраинский курс уже имеет достаточное количество голосов только за счет коалиции.

Также безоговорочную поддержку помощи Украине выражают оппозиционные Зеленые. Еще одна оппозиционная фракция, Левые, не раз сигнализировала согласие с любыми видами помощи, кроме поставок вооружений.

Так или иначе, против лишь «Альтернатива для Германии», но ее позиция не может повлиять на расклад сил в парламенте. Таким образом, в германской политике (правительство и значительная часть оппозиции) есть консенсус относительно нынешнего «украинского вектора».

Правовые и бюджетные рамки

Германия, оставаясь третьим государством мира по ВВП, имеет в своем распоряжении внушительный бюджет. Его доходная часть в 2024 году составила около 485 млрд евро, а совокупный бюджетный оборот приближается к двум триллионам. Это больше, чем ВВП большинства государств мира. Бюджеты отдельных крупных городов, таких, как Гамбург, превышают 20 млрд евро.

Но сейчас страна переживает значительные финансовые трудности: бюджет уже который год принимается с дефицитом, а эксперты исходят из того, что текущий год германская экономика завершит в состоянии рецессии либо стагнации. Не лучшая ситуация складывается для Германии в тех областях внешней торговли, где она уже много десятилетий удерживает лидирующие позиции: в автомобильной, станкостроительной и химической промышленности.

Для понимания возможностей дальнейшей помощи Украине необходимо уделить внимание важному регуляторному механизму фискальной политики страны, так называемому «долговому тормозу». Он был вписан в одну из статей Основного закона ФРГ в 2009 году, в период мирового финансового кризиса, и устанавливает верхний предел федеральной задолженности на уровне 0,35% ВВП. Если «долговой тормоз» соблюдался бы и далее, то правительству было бы крайне сложно найти юридическое оформление как для финансирования срочных проектов вроде перевооружения Бундесвера, так и для внешних обязательств страны, то есть военной помощи Украине. Консерваторы, ранее выступавшие против смягчения или отмены этого правила, вынуждены были пойти на уступку и в марте 2025 года в кооперации с другими парламентскими фракциями проголосовали за исключение расходов на оборону и безопасность из перечня бюджетных статей, для которых действует «долговой тормоз». Если расходы превышают 1% ВВП, то государству теперь разрешено привлекать дальнейшие средства через заемное финансирование.

Основной закон разрешал исключения при возникновении кризисной ситуации, и парламентарии сочли крупную европейскую войну и угрозы со стороны России именно таким случаем. В списке трат, от закупки новых вооружений и до защиты от кибератак, присутствует и пункт о «защите государств, подвергнувшихся агрессии».

Так что значительная часть расходов на помощь Украине более не подпадают под действие «налогового тормоза» и фактически получили особый, неограниченный бюджетный статус. 

Поставки вооружений

Последний перечень, опубликованный на сайте федерального правительства, датирован апрелем 2025 года. Германия отправляла в Украину широкую линейку вооружений и боеприпасов: системы ПВО и ракеты к ним, САУ, снаряды для танков и орудий, дроны и техника различного назначения, логистическое оборудование и так далее. Всю эту продукцию ФРГ изготавливает самостоятельно. Отдельные виды производятся в кооперации с союзниками по ЕС и НАТО, но проблем с лицензией, разрешающей отправку вооружения в Украину, не возникает.

В апреле канцлер Мерц запретил публиковать полный список продукции военного назначения, которая предоставляется Украине, однако на основе открытых источников ясно, что поставки продолжаются как минимум в прежнем порядке. Препятствий правового или технического характера на этом пути нет.

В 2021 году, перед широкомасштабным вторжением российской армии в Украину, Германия входила в шестерку мировых лидеров на мировом рынке вооружений. В 2024 году страна сохранила шестое место в списке, экспортировав продукцию почти на 5,5 млрд долларов. И это несмотря на необходимость как переоснастить собственные вооруженные силы, так и оказать поддержку Украине, а также некоторым другим государствам, получающим германскую продукцию военного назначения на льготных условиях. Военно-промышленный потенциал ФРГ позволит ей и далее производить необходимую линейку вооружений.

Некоторые типы вооружений, например комплексы противовоздушной обороны Patriot и определенные виды высокоточных ракет, крайне необходимые Украине, производят только США. Вашингтон заявил о намерении более не тратить собственные средства на поставку оружия Киеву, однако предоставил союзникам возможность его закупки европейцами. Такая модель взаимодействия выгодна США, и нынешняя администрация Белого Дома, делающая ставку на экономическую прибыль во внешней политике, вряд ли от нее откажется.

Таким образом, благодаря формуле «американское оружие за европейские деньги» Украина сохраняет доступ к так нужной ей военной продукции. 

Финансы

Если военная помощь Киеву не подпадает более под действие механизма «долгового тормоза» и может быть оплачена за счет кредитования, то иные виды поддержки Германия планирует финансировать и далее непосредственно из госбюджета. Информация МИД ФРГ дает возможность оценки нынешней помощи. Ее невоенная часть превысила по состоянию на август 2025 года 34 млрд евро. Из них значительная часть была потрачена на прием и социальное обеспечение украинских беженцев, что соответствует международным гуманитарным обязательствам ФРГ и следует рассматривать отдельно. Менее 2 млрд направлены на восстановление разрушенных объектов, содержание инфраструктуры и нужды системы здравоохранения. Еще 1,3 млрд МИД выделил на гуманитарные проекты: ремонт энергетической инфраструктуры, поддержка особенно уязвимых групп населения в зимний период и т. п. Менее 300 млн евро стоило обучение 10 тыс. военнослужащих из Украины на территории Германии.  

Ключевые германские министерства выделяли значительные средства на помощь иностранным государствам и до 2022 года. МИД потратил на гуманитарные проекты 2,57 млрд евро лишь в одном 2021 году. Только на разнообразную помощь сирийцам ушло в 2018–2021 годах до 700 млн. Эти суммы вполне сопоставимы с поддержкой Украины и даже превышают ее. Бюджет министерства экономического сотрудничества и развития, второго после МИД крупного спонсора проектов, связанных с Украиной, был в 2025 году сокращен, но составляет внушительные 10,3 млрд евро.

Помощь будет продолжена

После 2022 года ФРГ стала вторым, а в некоторых областях и первым государством по размеру помощи Киеву. Это было консолидированное решение германской политической элиты и соответствует ее представлениям о национальных интересах ФРГ, гуманитарных и правовых обязательствах и, в целом, о месте современной Германии в мире. Несмотря на не слишком благоприятную экономическую ситуацию, в которой находится страна как по причинам внутренних проблем, так из-за внешней конъюнктуры, только одна парламентская партия, «Альтернатива для Германии», обладающая лишь 151 из 630 мест в Бундестаге, выступает против помощи Украине, но и она не требует немедленной остановки любых выплат, а связывает их продолжение с определенными условиями.

Нынешние обещания, которые дал Клингбайль от лица ФРГ, находясь в Киеве (помощь в размере не менее 9 млрд евро ежегодно в последующие два года) не выглядят невыполнимыми. Это некритическая сумма для германского бюджета, он может себе ее позволить как с фискальной, так и с финансовой точки зрения, особенно с учетом «выведения за скобки» непосредственно закупки вооружений и распределением по различным министерствам оставшейся расходов на невоенные цели.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку