Госдума приняла во втором и третьем чтениях законы о предельном сроке исполнения постановлений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Нормы были ужесточены относительно первоначальной редакции документа.
Документ фактически закрепляет верховенство российского права над решениями ЕСПЧ: постановления Страсбургского суда больше не будут основанием для пересмотра решений, принимаемых российскими инстанциями. Государство теперь может не выполнять решения ЕСПЧ, вынесенные после 16 марта.
В первоначальном варианте законопроекта упоминались постановления, вынесенные ЕСПЧ после 16 марта, а не вступившие в силу. То есть российские власти не обязаны выполнять даже решения, принятые за три месяца до выхода России из Совета Европы. Вынесенные решения, которые не были обжалованы сторонами в Большой палате ЕСПЧ, вступают в силу именно через три месяца.
Компенсация по постановлениям ЕСПЧ, вступившим в силу до 15 марта 2022 года включительно, будет выплачена в рублях на счета в российских банках.
По словам соавтора инициатив, председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова, членство России в Совете Европы и возможность для граждан обратиться в Европейский суд по правам человека «носили положительный характер», однако в последнее время стали сильно политизироваться.
Комитет министров Совета Европы исключил Россию из состава организации 16 марта. В тот же день Москва объявила, что сама выходит из Совета. В Страсбурге разрешили россиянам жаловаться в ЕСПЧ на те нарушения, которые произойдут в течение полугода после исключения — то есть до 16 сентября.
Как сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на пресс-службу Совета Европы, Москва осталась должна почти 74 млн евро компенсаций по решениям ЕСПЧ. Остались неуплаченными и рекордные 1,9 млрд евро бывшим акционерам ЮКОСа. Неисполненными остались 2030 дел, из них 222 — ведущих, то есть выявляющих структурные и системные проблемы, требующие решения.