Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Невидимые дивизии Её Величества

Как справедливо отметил недавно российский президент Владимир Путин, «в Великобритании функционирует далекая от демократических принципов процедура избрания главы государства». Разумеется, он оговорился: критиковал процедуру назначения премьер-министра, главы правительства после отставки лидера правящей партии. В отношении главы государства в Соединенном Королевстве действуют процедуры вообще не избрания, а престолонаследования. Эту оговорку можно было бы и вовсе не заметить, если бы она не была крайне симптоматична для российского политического дискурса.
Символический капитал нации
Символический капитал нации wikimedia commons

В российской политике (да, собственно, и не только в политике, но это уже предмет другого и, наверное, более длинного и занудного текста) не ценят «упаковку». Нам важно «ехать», а не «шашечки», сермяжная правда глубинного народа, а не фетиш формальных ритуалов. Кто реально «рулит» — у того и реальная власть. «Английская королева» в русской политической культуре — нарицательное выражение, означающее церемониальные функции в отсутствие реального влияния. Зицпредседатель. Номинальная фигура, которая ничего не решает. Кто решает, тот и главный, а кто главный, тот и глава.

Это традиция.

«О! Папа римский! И сколько у него дивизий?» — так, по Черчиллю, Сталин ответил главе французского МИДа Пьеру Лавалю еще в далеком довоенном 1935-м, когда французы просили Кремль о «подвижках» в плане свободы вероисповедания в СССР, чтобы проще было договориться со Святым Престолом. Эту фразу знают, пожалуй, все, чего нельзя сказать о комментарии Черчилля строчкой ниже в его книге: «Мне не доложили, что [на самом деле ему] в ответ сказал Лаваль, но он мог бы упомянуть кое-какие легионы, которые не всегда можно увидеть на парадах».

Уолтер Бэджот, британский политический философ и экономист XIX века, в честь которого в журнале The Economist назвали постоянную рубрику (Bagehot), во много заочно полемизируя с Монтескье, писал, что пресловутое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную со всеми на свете системами «сдержек и противовесов», по сути, не так важно. Гораздо важнее, на примере неписанной английской конституции, разделение властей на «практическую» (effective), с одной стороны, и «знаковую», «смысловую», власть достоинства (dignified), с другой. Палата общин и сформированное ею правительство отвечают за управление делами нации, монарх — за ее идентичность. Глава государства воплощает и, в существе своем, определяет идентичность нации образом своих действий.

Институты монархии в британской политико-экономической системе в этом смысле — механизмы воспроизводства и накопления того, что спустя почти полтора века после Бэджота Пьер Бурдьё назовет «символическим капиталом» нации.

В кабинетах британских чиновников на стене невозможно представить себе портретов действующего премьер-министра, но портреты правящего суверена — дань традиции. Лидера правящей партии, со всеми рычагами власти практической, могут высмеять и полемически уничтожить в ходе парламентских дебатов, непочтительное же отношение к главе государства, lèse-majesté, хоть и не относится в Британии к уголовным преступлениям, в отличие от многих президентских республик, все же является явлением маргинальным. Клятва в лояльности главе правительства кем-то из граждан или чиновников — что-то совершенно немыслимое, но присяга верности монарху — установленная процедура при получении гражданства.

В странах, где власть практическая и знаковая смешиваются — последняя становится лишь инструментом первой: пропагандистским, идеологическим, манипулятивным. И как следствие — выхолащивается. Обретая почитаемого как монарха политического лидера по совместительству контролирующего инструменты практического управления, нация на какое-то время обретает иллюзию миссии и мощи, но эта иллюзия рано или поздно заканчивается. И заканчивается кризисом идентичности.

По поводу Её Величества Елизаветы II написано уже столько, что едва ли можно найти какие-то принципиально новые слова. В некрологах и мемуарах нет недостатка. Для меня, как одного из тех, кто как раз почти десять лет назад присягал ей в верности, пожалуй, самым важным видится то, что она и была таким олицетворением власти достоинства, персонификацией образа нации, ее души. И эта роль воплощения надличного, исторически значимого, требовала от нее отречения от личного, от временного, от практично-мирского. И чем больше членов британской королевской семьи поддавалось искушению разменять символический капитал власти — от отрекшегося короля Эдуарда VIII до принца Гарри, — тем очевиднее, выпуклее становилась ее сила.

Митрополит Антоний Сурожский, присутствовавший на ее коронации почти 70 лет назад, описывал происходящее так:

«Когда Королева вошла в Собор, все прочее перестало быть, ушло; не осталось ни блеска внешнего, ни пышной красоты, которая до того радовала и волновала: осталось одно величие, и оно всех заковало в молчание, не только внешнее, но внутреннее. Королеву вели к Алтарю два Епископа; и шла Она, словно погруженная в глубокую и строгую думу, в изумительной простоте и собранности. Шла Она сознательно к Алтарю Бога Живого на заклание; умереть себе с тем, чтобы нераздельно жить со своим народом и для него <…>. Королева принесла жизнь Свою и отдала ее Богу для Своего народа; и не только Бог, но все приняли этот бесценный дар юной жизни; с какой бережностью, благоговением следует жить, чтобы не солгать против свидетельства собственного сердца…»

И, пожалуй, самое главное, что все 70 лет на престоле она прожила с этой бережностью.

Британская некодифицированная конституция и политическая традиция недвусмысленно запрещают монархам вмешиваться в политику и участвовать в публичных дебатах. Её Величество Елизавета строго следовала этому правилу и всегда хранила молчание. За исключением, пожалуй, всего нескольких случаев, которые можно пересчитать по пальцам. Одним из них был референдум о выходе Шотландии из Соединенного Королевства в 2014 году. Тогдашний премьер-министр Дэвид Камерон потом признавался, что судьба голосования, судя по опросам, висела на волоске. «Я не мог просить [у королевы], — вспоминал он, — ничего неправильного или антиконституционного, но мы понимали, что даже, знаете, движение ее брови на четверть дюйма будет иметь решающее значение».

За несколько дней до референдума, когда королева находилась в своей шотландской резиденции — замке Балморал, том самом, в котором ее не стало на прошлой неделе, она посетила небольшую церковь по соседству. Телеканалы и газеты передали буквально одну фразу, как бы случайно оброненную в разговоре с местными жителями:

«Вам предстоит важное голосование. <…> Надеюсь, люди будут думать о будущем с осторожностью».

Хотя формально королева никого не агитировала, тщательно подобранное в заготовке слово «осторожность» было, как и предполагалось, интерпретировано как призыв сохранить текущее положение дел.

И Шотландия осталась в составе Соединенного Королевства.

Ее бережность придавала словам и жестам особую силу. Ее дивизии, невидимые на парадах, создавали историю. И в этом смысле во многом исключительно благодаря ей британская идентичность и гравитация Британии в мире как центра «мягкой силы» — не исчезли с уходом Британской империи. Не всем нациям так повезло.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку