Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России введут налог на газировку и соки

Денис Воронин / Агентство «Москва»

Правительство России вернулось к идее ввести акциз на сладкие напитки. За счет нового налога планируется получить 25 млрд рублей в 2023 году. Деньги хотят направить на борьбу с диабетом, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пояснительную записку к проекту бюджета. Размер акциза не раскрывается.

Президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков заявил, что индустрия эту инициативу не поддерживает. Ранее отрасль представила подробную аргументацию, почему введение акциза нецелесообразно, а «с учетом текущей ситуации» и вовсе «может принести негативные последствия». По словам Новикова, в августе правительство этот вопрос все же отложило — такое решение было принято по итогам работы межведомственной группы. Официальных комментариев от кабмина пока нет.

Минфин поднимал эту тему уже не раз. В 2016 году речь шла об акцизе в 5 рублей за 1 литр. Идею поддерживал Минздрав. Но правительство ввести налог не решилось, поскольку посчитало, что это ударит по отечественным производителям в период кризиса.

Вновь об этом заговорили в 2021 году. Кабмин поручил рассмотреть такую возможность заинтересованным ведомствам. Однако тогда против выступил Минсельхоз: там опасались роста цен, снижения производства, сокращения числа производителей и появления нелегального рынка. Российский союз промышленников и предпринимателей и Союз производителей соков, воды и напитков также идею не поддержали.

К обсуждению акциза на сладкие напитки вернулись в апреле этого года, после резкого скачка цен на сахар. Минфин хотел проработать вопрос вместе с представителями PepsiCo (бренды Pepsi, Mirinda и 7UP), Coca-Cola HBC (Coca-Cola, Sprite, Fanta) и объединения «Союзнапитки». Минсельхоз идею вновь не одобрил, опасаясь, что это может привести к росту цен, снижению производства и потребления безалкогольных напитков.

В марте 2022 года Coca-Cola и PepsiCo объявили о приостановке работы в России из-за войны в Украине. В том же месяце российские заводы, которые принадлежали Coca-Cola Hellenic Bottling Company (HBC), перестали получать сироп для производства фирменной газировки. Как только запасы сырья истощатся, Coca-Cola HBC прекратит производить и продавать свои напитки в стране. Саму компанию переименовали в Multon Partners. Она сосредоточилась на выпуске местных брендов «Добрый», Rich и «Моя семья», а также делает колу под новым названием — «Добрый cola». 

Компания PepsiCo также прекратила производство и продажу в России своих газировок Pepsi Cola, 7Up и Mirinda. Реализация молочной продукции («Домик в деревне», «Чудо», BioMax) и детского питания («Агуша», «Чудо детки») продолжается. В апреле сообщалось, что PepsiCo изучает возможность создания специальных напитков для России, которые заменят ушедшие бренды.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку