Алармизм неравнодушных людей по поводу сдачи российскими войсками Херсона вполне объясним, заявил зампред Совета безопасности России Дмитрий Медведев. При этом он призвал в телеграме воздержаться от «кликушества и паникерства» по этому поводу.
«Не давайте повода для радости врагу ближнему и дальнему. И почаще напоминайте ему о величии и безграничности Русского мира», — посоветовал он.
«Понятие территориального суверенитета в нашей стране никуда не исчезло. Все вернется домой. В Российскую Федерацию», — пообещал Медведев.
Сдача российскими войсками единственного захваченного за 10 месяцев областного центра Украины вызвала неоднозначную реакцию у сторонников вторжения в Украину. Так, идеолог «Русской весны» Александр Дугин назвал потерю города «шагом к Армагеддону».
«Власть. Она несет ответственность за это. В чем смысл самодержавия, а у нас именно оно? Мы даем Правителю абсолютную полноту власти, а он нас всех — народ, государство, людей — в критический момент спасает. Если для этого он окружает себя нечистью или плюет на социальную справедливость, это неприятно, но лишь бы спас. А если не спасает? Тогда — его ждет судьба „царя дождей“ (смотри Фрэзера)», — считает Дугин. В своей реплике он ссылается на практику африканских племен убивать царя во время засухи, если тот не смог вызвать дождь, описанную в книге антрополога Джеймса Фрэзера «Золотая ветвь».
Подконтрольный структурам основателя ЧВК «Вагнер» Евгения Пригожина телеграм-канал Grey Zone назвал это решение одновременно предательством, госизменой и торговлей национальными землями. Накануне у Кремля за дискредитацию армии задержали пожилого мужчину. Как сообщает Astra, он держал в руках плакат «Предатели, прое*али все».
Ведущий НТВ Андрей Норкин отказался комментировать сдачу Херсона в эфире программы «Место встречи».
«Если я скажу, что поддерживаю это решение и что Минобороны приняло правильное решение уйти из Херсона, это будет расцениваться как призыв к нарушению территориальной целостности России. В нашем уголовном кодексе это ст. 280, п. 1. Сегодня утром специально проверил. За это можно сесть в тюрьму на несколько лет. С другой стороны, если я скажу, что не поддерживаю это решение, то публично дискредитирую российскую армию. Он также подпадает под действие ст. 280. Наказание более или менее такое же, как и в первом случае. И я не хочу в тюрьму», — резюмировал он.
В Кремле отказались комментировать отступление из Херсона. «Это предложение Суровикина и решение Шойгу», — подчеркнул пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, добавив, что есть много «экспертов», которые высказывают разные точки зрения о том, что российские власти называют «маневром» военных. «Мы не хотели бы комментировать ни тех, ни других», — сказал Песков.