Вердикт Окружного суда Гааги по делу MH17 показывает, что есть законные способы обеспечения хотя бы какой-то ответственности за преступления, совершенные в ходе вооруженного конфликта. В данном случае — за сбитие коммерческого самолета и последовавшая за ним гибель почти 300 человек 17 июля 2014 года.
Этот вердикт вселяет надежду на то, что найдутся законные пути привлечения к ответственности также и российских властей, в том числе президента, за преступления, совершенные против Украины и ее народа: военные преступления и преступления против человечности.
В день, когда лидеры G20 собралась в Индонезии, чтобы найти точки соприкосновения и призвать к прекращению ужасной захватнической войны, которую Россия ведет против Украины, Россия усилила свои жестокие атаки на города и важнейшую инфраструктуру и без того пострадавшей страны.
Этот скачок насилия в отношении Украины, а также отсутствие Путина на саммите на Бали — иллюстрация того, как крупнейшее в мире государство отчаянно пытается избежать ответственности за нарушение устава ООН и безрассудно делает ставку на то, что ее политическое и военное руководство в конце концов останется безнаказанным.
Международное право уже было нарушено Россией до того, как был сбит MH17. Аннексия Крыма в том же году была основана на сомнительном референдуме, который Генассамблея ООН объявила незаконным. Спустя две недели Парламентская ассамблея Совета Европы, членом которой Россия является с 1996 года, пришла к такому же выводу и заявила, что незаконная аннексия Крыма Российской Федерацией не имеет юридической силы и не будет признана. Аналогично отреагировали и другие международные организации.
Тем не менее Россия продолжала оккупацию Крыма и все больше интегрировала эту часть Украины в состав РФ, строя новый мост и жестоко подавляя любое проявление оппозиции в Крыму, в частности со стороны крымских татар.
Усиление международных санкций против России, в том числе лишение права голоса российской делегации в Парламентской ассамблее, не привело к прекращению оккупации. Также Россия спровоцировала сепаратизм в Донбассе и поддержала создание так называемых Донецкой и Луганской народных республик, которыми управляют бывшие российские офицеры. Россия поставила сепаратистам «добровольцев» и оружие, в том числе ракетную батарею «Бук», которая использовалась при сбитии рейса MH17.
В этом году начался еще более вопиющий этап нарушения международного права, когда российские войска 24 февраля пересекли границу Украины и начали полномасштабную агрессивную войну против своего соседа. С тех пор десятки тысяч были убиты и ранены, почти четверть граждан Украины были вынуждены покинуть свои дома, более 7,8 млн пришлось уехать из страны.
На этот раз Совет Европы немедленно приостановил членство России, а 16 марта 2022 года решил исключить ее из старейшей и крупнейшей договорной организации Европы, основанной после Второй мировой, — именно для того, чтобы предотвратить повторение войн на европейской земле.
Прежде чем принять это первое в истории решение об исключении государства-члена, комитет министров Совета Европы запросил мнение Парламентской ассамблеи. Как председатель Ассамблеи, я созвал внеочередную сессию, на которой единогласно было принято решение просить РФ немедленно выйти из Совета Европы, а если она этого не сделает — самостоятельно определить ближайшую возможную дату выхода. Россию также призвали прекратить боевые действия против Украины и полностью и безоговорочно вывести свои вооруженные силы с территории Украины и сотрудничать с расследованиями международных судов.
Ни одно из этих требований не было выполнено. Наоборот, Россия лишь усилила свою агрессию, совершая военные преступления и преступления против человечности в крупном масштабе. Россия аннексировала новые части Украины, опять же на основе поспешных и непрозрачных референдумов.
Парламентская ассамблея еще в апреле прошлого года единогласно предложила международному сообществу «направить четкий сигнал о том, что лица, совершившие военные преступления и преступления против человечности, включая возможный геноцид, будут привлечены к ответственности». Ассамблея далее заявила, что то же самое должно относиться к политическому и военному руководству РФ.
Существующие инструменты обеспечения такой ответственности включают Международный уголовный суд (МУС), системы уголовного правосудия Украины и любых других государств, которые предоставили своим судам универсальную юрисдикцию в отношении таких преступлений.
Однако поскольку МУС не может рассматривать преступление агрессии без резолюции Совета Безопасности ООН, Ассамблея предлагает создать специальный трибунал с мандатом на расследование и судебное преследование преступления, предположительно совершенного политическим и военным руководством России.
Наша Ассамблея предлагает применять определение этого преступления, установленное в обычном международном праве, которое также легло в основу определения этого преступления в Римском статуте МУС. Подобный трибунал должен быть одобрен Генассамблеей ООН и получить политическую и юридическую поддержку Совета Европы, ЕС и других международных организаций. Наша Ассамблея должна рассмотреть этот вопрос в январе следующего года во время срочных дебатов по «правовым и правозащитным аспектам агрессии России против Украины».
Первоочередной задачей было и остается положить конец этой ужасной войне, которую ни в коем случае нельзя было начинать. И международное сообщество должно делать все необходимое для помощи и защиты народа Украины от российской агрессии. Но мы также должны начать расследование всех возможных путей привлечения к ответственности — будь то украинские суды при содействии Совместной следственной группы (ССГ) по аналогии с голландскими судами в деле MH17, или МУС, а также возможный специальный трибунал.
Необходимо обеспечить справедливость для народа и государства Украины и не допустить безнаказанности — как солдат и их командиров, совершивших или отдавших приказы о преступлениях, так и тех, кто несет ответственность за развязывание агрессивной войны как таковой.
Сложно? Конечно. Но необходимо, поскольку справедливость должна быть восстановлена.