Документ среди прочего «призывает российские власти соблюдать все взятые обязательства по международному договору о соблюдении прав человека, … в полной мере сотрудничать со Специальным докладчиком, в том числе путем предоставления мандатарию возможности беспрепятственно посетить страну и без каких-либо ограничений встретиться с соответствующими заинтересованными сторонами, включая представителей гражданского общества и правозащитников, и предоставления мандатарию информации, необходимой для надлежащего выполнения мандата».
Как в Мьянме и Камбодже
Институт специальных процедур Совета по правам человека является одним из механизмов защиты и обеспечения прав человека в системе ООН и состоит из независимых экспертов в области международного права и прав человека. Названия процедур бывают разные: Специальный докладчик, независимый эксперт, рабочая группа экспертов или просто рабочая группа. Но всех их объединяет то, что они действуют на основании Устава ООН и назначаются Советом по правам человека ООН (ранее этот орган носил название Комиссия по правам человека).
Основные задачи специальных процедур — это мониторинг, оценка и контроль за положением с правами человека либо в отдельной стране, так называемые страновые процедуры, либо по отдельному вопросу в системе прав человека, тематические процедуры.
На сегодняшний день работают 45 тематических процедур и 14 страновых. Помимо России, страновые процедуры сейчас действуют по Афганистану, Беларуси, Бурунди, Камбодже, Центральноафриканской Республике, КНДР, Эритрее, Ирану, Мали, Мьянме, Палестинским территориям, оккупированным с 1967 года, Сомали и Сирии. Решение об утверждении мандата такого спецдокладчика принимается, когда нарушения прав и свобод человека в стране велики и носят системный характер.
Самая старая из ныне действующих страновых процедур была утверждена в 1992 году и касалась положения с правами человека в Мьянме. Мандат Спецдокладчика по Мьянме продлевается ежегодно. Это означает, что положение с правами человека в этой стране не претерпело существенных изменений к лучшему и продолжает быть предметом постоянного контроля и внимания со стороны Совета по правам человека ООН.
Независимые эксперты, назначаемые СПЧ ООН для реализации утвержденных специальных процедур, в постоянном режиме получают информацию о положении с правами человека, реагируют на индивидуальные случаи нарушений или же системные проблемы через коммуникацию с государствами, имеют полномочия на посещение стран для получения информации «из первых рук». Необходимо отметить, что такие визиты возможны только с согласия страны. Некоторые страны таких разрешений не дают. Например, в резолюции, продлевающей мандат Спецдокладчика по Мьянме в 2021 году, Совет по правам человека говорит о том, что власти страны с 2017 года не дают разрешения на визит эксперта. Также важно чтобы, соглашаясь на визит, страна не ограничивала мандатные возможности специальной процедуры. Так, в 2007 году Спецдокладчик по вопросу о пытках и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видах обращения и наказания запросил у России разрешение на посещение страны. Согласие было получено, но российские власти выставили ряд условий, которые существенным образом сужали возможности посещения мест лишения свободы. В результате Спецдокладчик по вопросу о пытках отказался от приезда, объясняя тем, что выставленные условия необоснованно ограничивают его мандатные полномочия и он не сможет полноценно выполнить свою работу.
Как работают специальные процедуры ООН
В определенной степени специальные процедуры можно назвать глазами и ушами СПЧ ООН. Работа этих механизмов может приводить, в частности, к законодательным изменениям, к политическим реформам, работать на предупреждение нарушений прав человека, а также вносить вклад в судебные процессы. Официальный сайт ООН содержит множество историй работы специальных процедур, приведшей к позитивным результатам.
Вот несколько примеров.
Независимый эксперт по вопросу о положении в области прав человека в Судане и Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер на осуществление прав человека помогли создать условия, в которых США отменили санкции в отношении Судана. В частности, после визита в Судан в ноябре 2015 года Специальный докладчик по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер предложил, чтобы под эгидой ООН в Хартуме было создано отделение для закупки жизненно необходимых лекарств и запчастей для оборудования. Это было сделано по соглашению между министерством здравоохранения Судана, ООН и США, что помогло восстановить доверие между Суданом и США.
Администрация Обамы временно согласилась отменить односторонние санкции в отношении Судана. После призыва Специального докладчика по вопросу о негативном воздействии односторонних принудительных мер в рамках 33-й сессии Совета по правам человека в сентябре 2016 года администрация Трампа согласилась отменить санкции в отношении Судана 10 октября 2016 года.
Во время странового визита в Португалию в декабре 2016 года Специальный докладчик по вопросу о достаточном жилище порекомендовал принять национальный закон о жилье, соответствующий международным стандартам в области прав человека. Закон о жилье, принятый Португалией в октябре 2019 года, соответствует этим рекомендациям и предусматривает защиту для тех, кто особенно нуждается в жилье: например, детей, молодежи, пожилых, людей с инвалидностью, бездомных и жертв гендерного насилия. Кроме того, в соответствии с рекомендациями, основной закон о жилье содержит запрет на выселение уязвимых групп при отсутствии надлежащего альтернативного жилья, а также предусматривает меры защиты для тех, кто столкнулся с риском выселения, включая консультации, информирование, правовую помощь и сопровождение, а также запрет на выселения в ночное время.
По итогам заявлений, с которыми выступали специальные процедуры на протяжении пяти лет, в отношении несовершеннолетнего правонарушителя, ожидавшего 21 год исполнения смертного приговора в Пакистане, Департамент внутренних дел в Пенджабе признал его право на смягчение наказания, а Верховный суд Лахора принял решение о замене смертной казни пожизненным сроком. В 2020 году заключенный Икбал был освобожден судом после снятия с него обвинений. Свою поддержку выразили Специальный докладчик по вопросу о внесудебных казнях, Специальный докладчик по вопросу о поощрении и защите прав человека в условиях борьбы с терроризмом, Специальный докладчик по вопросу о пытках и Рабочая группа по произвольным задержаниям. Адвокаты жертв считают, что участие мандатариев сыграло главную роль в том, чтобы убедить Правительство Пакистана освободить Икбала.
Какой будет процедура в России
На эффективность работы процедур влияет не только степень готовности стран к сотрудничеству, но и личности экспертов, назначенных Советом по правам человека. Как правило, это люди, имеющие обширный международный опыт в области прав человека, академический опыт и опыт практической работы. Совет объявляет конкурс кандидатур, далее после формального отбора и серии интервью с кандидатами формируется список из трех лидеров, из которых Совет утверждает одного.
По созданному в октябре мандату по Российской Федерации сегодня заканчивается прием заявок кандидатов. Эксперт будет назначен на 52-й сессии Совета, которая пройдет в конце февраля — марте 2023 года.
Российское и международное правозащитное сообщество выступали за установление мандата Специального докладчика по вопросам прав человека в Российской Федерации с весны этого года. В майском обращении в ООН Совета российских правозащитников, поддержанном коллегами из разных регионов страны, в частности говорится, что «нарастающие политические репрессии в России в сочетании с выходом страны из Совета Европы и дипломатической изоляцией делают все более сложным взаимодействие российского гражданского общества с международным сообществом в целях поддержки прав человека. В текущих условиях назначенный Специальный докладчик по России будет для российских правозащитников и организаций де-факто основным контактным лицом в правозащитной инфраструктуре ООН именно в то время, когда такая роль имеет решающее значение, продемонстрирует уверенность СПЧ ООН в недопустимости нарушений прав человека и готовность предпринимать реальные шаги в обеспечение гарантий прав, закрепленных во Всеобщей декларации ООН и ратифицированных Россией договорах. Эта позиция дала бы еще один независимый голос в защиту тех, кого преследуют в связи с правозащитной деятельностью».
Российские правозащитники ожидают, что назначенный Специальный докладчик не только будет активно взаимодействовать с российским гражданским обществом, но и своевременно реагировать на нарушения прав человека в стране, подготовит и представит Совету по правам человека не только комплексный доклад о положении с основными правами и свободами, но и список конкретных следующих шагов. Хотелось бы верить, что российские власти начнут сотрудничать со специальным докладчиком, но наблюдая за развитием ситуации, отсутствием российской делегации при рассмотрении доклада страны в Комитете по правам человека ООН, задержкой в подаче доклада в Комитет против пыток ООН, надежды мало.
И от этого важность постоянного взаимодействия с гражданским обществом только растет.