МОСКВА, 8 дек (Рейтер) - Российские производители сжиженного углеводородного газа (СУГ) наращивают производство и отгрузки продукта, однако поставкам мешает дефицит газовых цистерн, который стал особенно остро ощущаться в 2022 году, говорят участники рынка.
Ужесточение санкций Запада в отношении Москвы заставило частично развернуть экспортные потоки СУГ в восточном направлении и на внутренний рынок, но поскольку производители сжиженного газа оказались далеко не единственными в такой ситуации, провозных возможностей железной дороги перестало хватать на всех.
Заторы снизили оборачиваемость вагонов и, соответственно, доступность подвижного состава, тогда как интерес к экспорту СУГ рос из-за значительного превышения экспортного паритета (netback) над стоимостью пропан-бутана на внутреннем рынке.
Трейдеры стали широко практиковать поставки за рубеж с газонаполнительных станций (ГНС), в нормальных условиях снабжающих внутренний рынок мелкооптовыми партиями. И для этого им также нужны были вагоны.
"Если в 2021 году профицит газовых цистерн составлял около 10%, то после роста сроков оборачиваемости вагонов в этом году на 30% можно уже говорить об обратном - дефиците газовых цистерн", - сказал один из трейдеров.
Источники в отрасли прогнозируют, что дефицит подвижного состава для перевозки СУГ сохранится в следующем году, грозя нарушить планы производителей.
"Даже с учетом того, что вагоностроительные заводы сейчас приступят к выпуску новых газовых цистерн, можно предположить, что дефицит цистерн сохранится как минимум и в первой половине следующего года", - считает трейдер.
ТАЕТ ПАРК
По данным источников в отрасли, с начала 2022 года выбыло по различным причинам около 2.000 газовых цистерн - часть из них в рамках списания из-за окончания срока службы, однако большая часть осталась на территории Украины, примерно до 1.500 единиц.
Перенаправление потока СУГ, в частности в Польшу, привело к увеличению загрузки белорусско-польских погранпереходов и росту сроков прохождения цистерн через Белоруссию.
По оценке трейдеров, в настоящее время от 800 до 1.000 газовых цистерн находится на территории Белоруссии, что также сказывается на сроках их оборачиваемости и доступности для производителей ресурса.
Крупнейшими операторами по объему перевозок СУГ в газовых цистернах в РФ в 2021 году являлись СГ-Транс с долей 64% от общего объема перевозок, Газпромтранс - 25%, Лукойл-Транс - 7,0%, независимые компании - 4,0%, в частности Тексол-Транс (Texol Group).
По оценке члена совета директоров Texol Group Сергея Горского, в настоящее время парк газовых цистерн в РФ находится на уровне 37.000-38.000 единиц. Аналогичная оценка у СГ-Транс: около 3,0% от общего объема парка вагонов в России в размере 1.244.000 единиц в 2021 году.
РОСТ ПРОИЗВОДСТВА НА НОВЫХ ЗАВОДАХ
По данным трейдеров, практически весь свободный парк газовых цистерн с рынка был привлечен к отгрузкам с новых точек производства или тех заводов, где отмечается увеличение выработки и отгрузки СУГ - Роспан, Иркутская нефтяная компания (ИНК), ТАНЕКО.
Согласно статданным, суммарные отгрузки СУГ с Роспана, ИНК и ТАНЕКО за январь-сентябрь 2022 года выросли примерно вдвое по сравнению с январем-сентябрем 2021 года до 620.000 тонн с 320.000 тонн.
Валовое производство СУГ в России в январе-сентябре 2022 года увеличилось на 3,4% по сравнению с девятью месяцами 2021-го до 11,844 миллиона тонн с 11,456 миллиона тонн.
"Отсутствие парка цистерн сдерживает развитие проектов, например, у ИНК. Они (ИНК) после запуска Усть-Кутского ГПЗ могут нарастить производство в шесть раз, до почти 1,0 миллиона тонн", - сообщил Рейтер Сергей Горский, член совета директоров Texol Group, независимого оператора, являющегося основным перевозчиком СУГ ИНК.
"ТАНЕКО также довольно сильно расширил номенклатуру производимых СУГ и объемы выработки в этом году", - добавил он.
НЕПРЯМОЙ ЭКСПОРТ
Ряд участников рынка считает, что на сроках оборачиваемости газовых цистерн сказалось также резкое увеличение отгрузок СУГ в этом году с приграничных газонаполнительных станций (ГНС) в соседние страны.
"Срок оборачиваемости цистерн вырос, в том числе из-за схемы непрямого экспорта. СУГ поступает на внутрироссийские станции, далее эти же цистерны переоформляются на экспорт - в результате увеличивается срок их нахождения на маршруте в разы", - сказал источник в отрасли.
Экспорт СУГ с незаводских станций, так называемый "непрямой" экспорт с газонаполнительных станций (ГНС), набрал обороты в текущем году из-за значительного ценового перекоса между netback и стоимостью пропан-бутана на внутреннем рынке, в три-четыре раза в пользу экспорта.
В результате экспорт СУГ с региональных ГНС за январь-октябрь 2022 года вырос примерно в 20 раз до 200.000 тонн с 10.000 тонн в январе-октябре 2021 года.
ТО ГУСТО, ТО ПУСТО
Перенаправление части объемов СУГ с экспортных маршрутов на внутренний рынок России, приоритеты для пассажироперевозок, в частности, в южных регионах РФ в отпускной период, по мнению трейдеров, приводили к ситуациям с неритмичным подходом газовых цистерн на ГНС.
"Базы (ГНС) то 'сухими' стоят, то сразу приходит несколько тысяч тонн продукта. В результате приходится хранить их на путях в ожидании слива и оплачивать штрафы за простои цистерн, что также сказывается на сроках возврата цистерн на заводские станции", - сообщил трейдер из южного региона РФ.
Проблемы с неритмичными поставками СУГ в адрес ГНС подтвердили Рейтер участники рынка и из других регионов - Урало-Поволжья и Западной Сибири.
СТАГНАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ЦИСТЕРН
Профицит газовых цистерн, образовавшийся в предыдущие годы из-за значительного снижения отгрузок СУГ с Запсибнефтехима, увеличившего поставки по трубопроводу на новый завод Сибура в Тобольске, привел к стагнации производства новых цистерн на уровне 200-250 единиц в 2020-2021 годах, по данным Texol Group.
В настоящее время, по словам Горского, два основных производителя газовых цистерн в России - ОВК (Объединенная вагонная компания) и РМ-Рейл (Рузхимммаш), приступили к активной постройке новых цистерн, однако обе компании уже полностью обеспечены заказами на 2023 год.
В сложившейся ситуации ряд железнодорожных операторов на рынке перевозок СУГ идут на кооперацию и обмениваются парком с целью сокращения порожнего пробега цистерн, отметил Горский.
"Приходится придумывать различные логистические ходы, направленные на достижение главной цели - как перевезти меньшим количеством парка большее количество грузовой базы. Мы обмениваемся парком с Газпромтрансом, другие участники рынка тоже стали прибегать к подобной схеме", - уточнил он.