Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

«Люди боятся за свое будущее». Как Калужская область лишилась 16% промышленности из-за войны

Завод «Фольксваген Груп Рус» в Калуге
Завод «Фольксваген Груп Рус» в Калуге vwgroup.ru

Калужская область до недавнего времени была образцом интеграции российской экономики в мировую, примером успешного привлечения инвестиций и технологий, модернизации промышленной базы и создания на ее основе десятков тысяч рабочих мест. Три крупных автозавода (Volkswagen, Stellantis, производитель грузовиков Volvo), фармацевтические предприятия, завод Samsung, выпускавший 100% продававшихся в России телевизоров и мониторов марки (они и бытовая техника также отправлялись за рубеж).

Усилиями властей и бизнесменов экономика области, которая в советское время на 80% зависела от военно-промышленного комплекса, выстроила международные производственные цепочки. Под Калугой открылся новый аэропорт, откуда несколько раз в неделю совершались рейсы в Германию.

Ситуация радикально изменилась из-за начатой Владимиром Путиным войны в Украине. Уход иностранных компаний сильно ударил по промышленности региона, тысячи сотрудников остались без работы. Реальные доходы жителей области упали.

«Живем одним днем»

Валерий Володин, сварщик на заводе «Фольксваген Груп Рус», провел лето на даче. «Дочка» немецкого автоконцерна остановила работу в марте, и 41-летний Володин с тех пор приходит на завод раз в месяц — получить 50 000 рублей, или две трети своей зарплаты. Он даже не против временного перерыва в тяжелой работе, но не знает, что будет дальше. «Сейчас мы живем одним днем», — сказал он The New York Times (NYT).

В 2009 г., когда на калужском заводе Volkswagen началось производство полного цикла, Володин получил не только работу, но и неожиданную поддержку. Это до сих пор его поражает: «Мне заплатили, чтобы я повысил свою квалификацию». Когда впоследствии на его рабочее место поставили робота, он прошел переобучение.

Теперь вызванная санкциями и разрывом экономических связей потеря инвестиций, технологий и навыков будет ощущаться в России не один год, а то и целые десятилетия, лишая многих россиян шансов на более благополучное будущее. То, что сейчас происходит в России, профессор Лондонской школы экономики и Городского университета Нью-Йорка Бранко Миланович, один из ведущих мировых специалистов по неравенству, назвал регрессивным импортозамещением. Россия начала «невообразимый эксперимент» — будет пытаться возродить целый ряд отраслей на основе устаревших технологий. Проводить импортозамещение, чтобы откатиться в развитии назад, еще никто не пытался, писал Миланович.

«Фольксваген Груп Рус» был одним из крупнейших налогоплательщиков в Калужской области, на него приходилось 13% ее совокупного промышленного производства. На заводе работало около 4200 человек, и у них был достойный заработок. Даже урезанная зарплата Володина превышает среднюю по региону, которая в 2021 г. составила 47 920 рублей, по данным Росстата. А полная, на уровне 75 000 рублей, была гораздо выше средней зарплаты по России (56 545 руб.).

На сайте «Калуга 24» среди местных новостей, победных реляций и сообщений о том, что детей отправленных в Украину на СВО родителей бесплатно пустят на новогоднюю елку, изредка попадаются свидетельства реальности — осколки разрушающегося благополучия.

Так, реальная зарплата жителей Калужской области в январе-сентябре сократилась на 6,5% по сравнению с тем же периодом 2021 г., по данным «Калугастата». Оборот розничной торговли за первые 10 месяцев упал на 6%, «индекс промпроизводства составил 84% к аналогичному уровню прошлого года».

А заниматься выращиванием урожая теперь вместо профессиональных, но «отправившихся в зону СВО трактористов-машинистов» будут студенты.

Пострадали самые сильные

Развитая промышленность региона стала одной из причин обвала. Если в Калужской области промышленность сократилась на 16%, то в целом по России индекс промышленного производства составил в январе–октябре 100,1%, по данным Росстата.

«Кризис сильнее ударит по развитым регионам, включенным в цепочки создания добавленной стоимости. Регионы — лидеры российской экономики получили наибольший удар. Регионы с сильным автопромом либо лежат, либо заместили иностранные производства упрощенными собственными», — подтверждает профессор МГУ Наталья Зубаревич.

Кризис виден только в глубине — удар нанесен по производящему сектору (приходится снижать качество, искать новых поставщиков), сказал выступавший с ней на конференции «Российские реалии» директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев:

А на поверхности большие выплаты «героям» и жертвам войны, перевозка мобилизованных различным транспортом через всю страну – в статистике все это отражается как прирост ВВП. Поэтому реальный сектор скукоживается намного сильнее, чем это отражается в официальной статистике. А власти будут до последнего надеяться, что «нас пронесет, и все образуется». Но добиться таких масштабов военного производства, как в СССР, при переходе к мобилизационной экономике не удастся. Для этого нет ни кадров, ни ресурсов.

Неадекватная статистика

В производственном секторе занято около 10 млн россиян, из них 300 000 — в автомобильном, по данным Росстата. Но в связанных с автопромом секторах работают еще до 3,5 млн человек. Между тем, через три месяца после начала войны производство в автомобильном секторе фактически остановилось: обвал составил 97%.

Затем в секторе начала теплиться жизнь. Но из представленных ранее 60 брендов осталось 14, по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры»: три российских, остальные — китайские. На последние сейчас приходится более 30% продаж, но эта цифра может достичь и 70%, если внутреннее производство продолжит стагнировать, считают в ассоциации.

Продажи новых машин в результате ухода иностранных производителей упали по итогам 11 месяцев на 61,6% (к аналогичному периоду 2021 г.).

Для работы с автопроизводителями и постпродажного обслуживания в Калужской области возникла целая сеть компаний, в которых занято не менее 25 000 человек, сказал NYT Дмитрий Трудовой, председатель Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности. Изучение немецкого и других иностранных языков в местном университете помогало соискателям получить в этих компаниях офисную работу. Теперь все эти люди «нервничают и боятся за свое будущее», говорит Трудовой.

Проблемы распространяются и на другие сектора. По словам Кирилла Гусева, главного редактора онлайн-проекта «Калугахаус», рынок недвижимости встал после начала войны, затем несколько ожил летом и снова рухнул после объявленной Путиным мобилизации в сентябре. «Сектор недвижимости предполагает долгосрочное планирование, но сейчас мы в такой ситуации, когда делать это невозможно», — сказал Гусев NYT. Кроме того, банки перестали выдавать ипотечные кредиты, «потому что клиентов могут призвать».

Официальные показатели не отражают падения качества жизни, говорит профессор экономики Чикагского университета Константин Сонин:

По самым консервативным оценкам, от 500 000 людей покинули Россию. Такой интенсивности оттока не было с 1918 года. Падение импорта на 20-40%, уход бизнесов, пропажа товаров, которые потребляло большинство россиян, – это тоже снижение качества жизни, которое плохо отражается в статистике ВВП. Параллельный импорт этого снижения не компенсирует. Потребление товара более низкого качества – это и есть снижение благосостояния.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку