Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Глава Открытия Задорнов: РФ на несколько десятилетий теряет выстроенные со времен СССР рынки -- РБК

ТБИЛИСИ, 20 дек (Рейтер) - Ощущение отсутствия глубокого экономического спада в РФ в текущем году не должно создавать иллюзий - впереди основные проблемы, связанные с вступлением в силу новых санкций на нефть и газ, истощением запасов и отставанием России от крупнейших и развивающихся стран, сказал в интервью РБК председатель правления ФК Открытие, в прошлом министр финансов РФ Михаил Задорнов.

По его словам, Россия на несколько десятилетий теряет рынки, которые выстраивала еще со времен СССР, а последствиями могут стать зависимость от Китая и невозможность получить из Индии и КНР сопоставимый с экспортом энергоносителей объем импорта.

Российская экономика скатилась в рецессию после того, как Москва в конце февраля начала «специальную военную операцию» в Украине, а Запад ответил ей масштабными санкциями, включая блокировку доступа к технологиям и мировому рынку капитала. Однако экономика РФ оказалась более устойчивой к ограничениям, чем изначально предполагали чиновники и аналитики, а спад ВВП в 2022 году, по последним оценкам, не превысит 3,0%.

При этом эмбарго ЕС в отношении покупок российской нефти, главного источника доходов страны, а также согласованный странами Большой семерки (G7), Евросоюзом и Австралией потолок цен на нефть вступили в силу только 5 декабря, а эмбарго на российские нефтепродукты заработает в феврале следующего года.

«Масштаб сокращения добычи нефти в следующем году непонятен. Непонятно даже не то, куда поставлять эту нефть, а кто ее будет возить, страховать, удастся ли справиться с переориентацией потоков нефти из Европы и других недружественных стран на азиатские рынки. Это ключевой вопрос с точки зрения темпов роста ВВП и платежного баланса в следующем году», - сказал Задорнов.

Второй более долгосрочный фактор спада связан с тем, что многие предприятия двигались по инерции на запасах материалов и оборудования, а сейчас эти запасы закончились или заканчиваются, а новых поставок нет.

«И это - постепенное приспосабливание к новым условиям. Оно в следующем году будет негативно сказываться именно на развитии и функционировании целого ряда отраслей, поскольку многие критически важные компоненты и оборудование отсутствуют», - сказал Задорнов.

Спектр промышленного оборудования, которое Россия делает сама, очень узкий, заметил он.

«Мы видим, как наши заемщики, крупные компании, не получив европейского оборудования, - не буду называть отрасли, их много - делают заказы в Китае и сдвигают сроки проекта на год, полтора, два. Что-то, безусловно, будет делаться и уже делается в России. Но изготовление промышленного оборудования требует станков для изготовления этого оборудования. А поставки станков Европой заморожены».

По его мнению, в конце 2023 года экономика РФ, наверное, сможет перейти к росту, но если в 2012-2019 годах Россия росла в среднем в два раза медленнее, чем страны G7, то в 2022–2025 годах она будет расти в пять раз медленнее других стран.

«И здесь накапливается отставание не только в темпах экономического роста, но и в уровне жизни, в социальном ощущении людей. Экономика определяет очень многое, прежде всего - возможности страны и ее населения», - сказал Задорнов.

По его словам, главный вопрос, как сделать так, чтобы в следующие три-пять лет не увеличивать отставание России от других стран: «Причем отставание уже не от Европы и даже не от Китая, а от Индонезии, Вьетнама, ближневосточных стран, которые сейчас очень активно реализуют высокие нефтяные цены в трансформацию экономики».

«Наше телевидение говорит с саркастической радостью, что европейцы замерзают. Я не совсем понимаю, чему здесь радоваться. По сути, мы теряем рынки, которые выстраивали еще со времен Советского Союза», - сказал Задорнов.

«50 лет выстраивался рынок, взаимные экономические связи, которые разрушены на несколько десятилетий вперед. Сегодня мы лишились этих рынков: рынков поставки нам оборудования и экспорта энергоносителей, леса, удобрений в европейские страны. Куда мы можем пристроить свои 10,5–11,0 миллиона баррелей нефти в сутки, нефтепродукты, газ, которого в Европу поставлялось 150–170 миллиардов кубометров с учетом Турции?»

Чтобы создать инфраструктуру для экспорта газа, потребуется три-четыре года, да и потребителей такого масштаба и с такой ценой и маржой, какой была Европа, в мире не так много, сказал Задорнов.

«Задача в том, чтобы не зависеть только от Китая, где максимальный рост товарооборота, а постараться диверсифицировать эти связи. К сожалению, не все это понимают. Да, мы резко увеличили экспорт в Китай и Индию. Но у нас нет товаров, которые можно импортировать из Китая и особенно из Индии в сопоставимых масштабах с российским экспортом нефти, газа, нефтепродуктов в эти страны», - сказал он. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку