Российские авикомпании планируют выкупить иностранные самолеты за счет российских резервов. Они провели переговоры как минимум с одним лизингодателем, пишет Reuters.
По данным агентства, Минтранспорт России отправил 23 авиакомпаниям письмо. В нем ведомство просит предоставить информацию по каждому самолету, который предлагается выкупить за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).
Ведомство также запросило «информацию о <…> наличии договоренностей с арендодателями и страховыми компаниями о плане выкупа самолетов», указывает Reuters.
Переговоры с российскими авиакомпаниями подтвердили лизинговой компании SMBC. Она получила предложение от «АльфаСтрахования», которая передавала самолеты в лизинг «Аэрофлоту». Российская компания предложила SMBC $644,2 млн за 17 самолетов, переданных в лизинг «Аэрофлоту», за вычетом уже выплаченных $82 млн.
К SMBC также обращалась компания «Эльбрус Страховые Брокеры» от имени российской авиакомпании NordStar и отдельно от авиакомпании S7 для обсуждения «потенциальных решений по претензиям».
До войны Россия была крупным рынком сбыта для зарубежных лизинговых компаний, которые заключали договоры с российскими лизингадателями, а те в свою очередь передавали зарубежные самолеты, такие как Boeing и Airbus, авиакомпаниям.
На третий день после начала войны в Украине Евросоюз ввел санкции на продажу и передачу в лизинг самолетов в Россию и запчастей для них.
Зарубежные лизингодатели были вынуждены прекратить сотрудничество с российскими компаниями и потребовали вернуть более 500 самолетов. Тем не менее Москва отказалась вернуть лайнеры. В результате сотни самолетов общей стоимостью почти $10 млрд оказались заперты в России. Их используют только на внутренних рейсах.
Продать самолеты российским авиакомпаниям нельзя без одобрения Евросоюза. Если одобрение ЕС все же удастся получить, российские авиакомпании получат полное право собственности на зарубежные самолеты, что поможет избежать проблем при перелетах за рубеж.
Предложение сейчас обсуждается, однако российские официальные лица настроены пессимистично, говорит источник агентства в российской авиации.
Примерно так же считают и западные чиновники. Любая сделка столкнется с серьезными юридическими и дипломатическими препятствиями и переговоры могут быть преждевременными, сказал агентству один западный финансовый чиновник.
«Прямо сейчас это было бы таким вопиющим нарушением санкций — с чего бы правительствам вдруг на это согласиться?» — заявил агентству высокопоставленный чиновник.
Российские авиакомпании ранее успешно сняли с регистрации на Бермудских островах 201 иностранный самолет, в том числе 150 Boeing и Airbus. Теперь они зарегистрированы в России и могут летать по крайней мере в дружественные страны.