Президенту России Владимиру Путину предстоит разговор с председателем КНР Си Цзиньпином — первый после серии крупных поражений в Украине, где российская армия контролирует меньше половины от захваченных с начала вторжения территорий.
Общение Путина и Си «готовится» и состоится в пятницу в первой половине дня, сообщил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Первый обмен приветственными репликами будет публичным, а затем разговор продолжится в закрытом режиме. «Очень важным будет обмен мнениями по наиболее острым региональным проблемам. Есть и те, которые ближе к нам, к России, а есть те, которые ближе к Китаю», — сказал Песков, добавив, что все вопросы будут обсуждаться в «духе настоящего стратегического партнерства».
Последний раз Путин и Си беседовали в середине сентября на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Узбекистане. Там, по словам самого Путина, китайский лидер высказал «озабоченность» в связи с войной в Украине, которая вместо молниеносного победного блицкрига обернулась кровавой кампанией с неясным исходом.
Российский президент заверял Си Цзиньпина, что ситуация на фронте под контролем, рассказали The Wall Street Journal чиновники, знакомые с содержанием переговоров.
В тот момент российская армия уже отступала из Харьковской области, которую в итоге полностью взяли под контроль ВСУ. Спустя два месяца глава Минобороны Сергей Шойгу и командующий группировкой Сергей Суровкин объявили о сдаче Херсона — единственного областного центра, захваченного с начала войны.
И хотя Путин объявил массовую мобилизацию, первую для страны с 1941 года, а в войска были призваны более 300 тысяч человек, это не поменяло ситуацию на фронте, где российская армия окапывается в глухой обороне.
Продолжающиеся месяц попытки взять Бахмут — ключевой опорный пункт ВСУ в Донбассе — захлебнулись. В то же время под угрозой сдачи оказалась Кременная — небольшой город в Луганской области, ставший важным логистическим центром для российской армии.
В первые недели войны высшее руководство России обратилось к Китаю с просьбой оказать поддержку российской экономике, которая была отрезана от импорта, западных инвестиций и расчетов в мировых валютах.
Китай увеличил поставки товаров в Россию почти вдвое — с 4 до 8 млрд долларов в месяц. Но дополнительные объемы — около 4 млрд ежемесячно — составляют меньше половины довоенного импорта из ЕС.
Крупные китайские компаний, работающие на западных рынках, сторонятся российских контрагентов, опасаясь вторичных санкций. Полностью присоединились к санкциям китайские банки, которые соблюдают «все ограничения, наложенные Западом», жаловался в декабре глава банка «Открытие» Михаил Задорнов.
В декабре правительство КНР запретило поставлять в Россию процессоры собственной разработки Loongson, которые могли заменить Intel. В китайские порты не пускают суда под российским флагом, застрахованные российскими компаниями, а крупнейший в КНР морской перевозчик China Cosco Shipping отказался возить нефть из России по ценам выше установленного Западом потолка.
Интерес китайских НПЗ к российской нефти также угас: до войны они закупали около 0,7 млн баррелей в день, в июне увеличили импорт до 1,2 млн, а к декабрю вновь снизили до 0,8 млн.