Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Обещание ФРС об инклюзивной занятости столкнулось с проблемами контроля над инфляцией

6 янв (Рейтер) - Стремясь закрепить существенные успехи на рынке труда среди меньшинств в США, достигнутые за предыдущее десятилетие, глава ФРС Джером Пауэлл пообещал в 2020 году попытаться сохранить этот прогресс, придав «широкой и инклюзивной» занятости статус, равный, если не превосходящий, обязательству центробанка удерживать инфляцию на низком уровне.

Однако на фоне продолжающего бушевать роста цен это обещание оказалось под ударом. Представители ФРС на заседании 13-14 декабря признали, что замедление экономического роста, необходимое для борьбы с инфляцией, также означает, что «уровень безработицы среди некоторых демографических групп - особенно афроамериканцев и латиноамериканцев - скорее всего, вырастет больше, чем в среднем в стране».

Это неожиданное признание подчеркнуло проблему, с которой столкнулась ФРС, балансируя между борьбой с сильнейшей вспышкой инфляции с 1980-х годов и риском для второй цели своего «двойного» мандата: полной занятости в обществе.

Согласно прогнозам, данные в пятницу покажут увеличение числа рабочих мест в декабре на 200.000, что примерно вдвое больше, чем ФРС считает устойчивым ростом. При этом растет заработная плата, а уровень безработицы среди афроамериканцев и латиноамериканцев находится вблизи рекордно низкого уровня. Чем дольше будет сохраняться сильный рынок труда, тем больше руководство ФРС может чувствовать себя вынужденным ослаблять его все более высокими процентными ставками.

«Я не думаю, что мы можем недооценивать важность этих цифр, - отметил Тим Дуй из SGH Macro Advisors. - Если рынок труда не замедлится в ближайшее время, ФРС придется повышать ставки» за пределы диапазона 5,00%-5,25%, который большинство чиновников центробанка считает предельным уровнем.

«ДИНАМИЧЕСКОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ»

Ожидания ФРС о том, что приток работников на рынок труда охладит условия оплаты труда и найма, оказались оптимистичными. Уровень участия рабочей силы в рынке остановился ниже уровня, существовавшего до пандемии, и некоторые чиновники считают, что предложение «выглядит ограниченным», как показали протоколы декабрьского заседания.

Потребность в рабочей силе остается высокой. Открытых вакансий по-прежнему гораздо больше, чем людей, ищущих работу. Хотя это и является возможным рецептом для стабильного роста заработной платы, внимание ФРС к рынку труда как возможному фактору будущей инфляции не лишено противоречий.

Некоторые экономисты и представители центробанка полагают, что причины инфляции заключаются в другом и для их решения не требуется резкого роста безработицы. Например, заместитель председателя ФРС Лейл Брейнард ссылается на всё еще высокие прибыли корпораций, а глава Федерального резервного банка Миннеаполиса Нил Кашкари недавно сравнил текущую динамику с динамическим ценообразованием, использующимся такими компаниями, как Uber Technologies Inc, в ситуации когда ограниченное предложение не может удовлетворить высокий спрос.

Другие утверждают, что полное возвращение к инфляции в 2% может оказаться сложнее, чем ожидалось, а цена окончательного повышения ставок может оказаться слишком высокой для роста и занятости.

Сама ФРС прогнозирует, что к концу 2023 года уровень безработицы вырастет всего на один процентный пункт, до 4,6% с нынешних 3,7% - уровень роста, обычно сопутствующий рецессии, хотя и не слишком сильной.

Протокол декабрьского заседания Федрезерва, однако, может служить предупреждением о том, что ждет нас в будущем, и нанести удар по политике поддержки занятости, официально принятой американским регулятором в середине 2020 года и основанной на представлении о том, что сильный рынок труда и низкая инфляция могут сосуществовать.

Тогда чиновники ожидали, что инфляция будет расти по разным причинам - от масштабных покупок облигаций ФРС до неуклонного снижения уровня безработицы. Этого не произошло, и она оставалась настолько низкой, что политики опасались, что их может постигнуть судьба Японии, где неспособность центрального банка поднять инфляцию до целевого уровня в 2% создавала собственные риски.

ИНФЛЯЦИОННАЯ СПИРАЛЬ ЦЕН И ЗАРПЛАТ

В новой концепции, направленной на исправление ситуации, была заложена установка не повышать ставки до тех пор, пока инфляция не только не вернется к уровню 2%, но и не превысит его, что позволит доступным кредитам стимулировать рост экономики и цен. Теоретически, это также должно привести к увеличению количества рабочих мест и снижению уровня безработицы.

Этот подход, заложенный в политических заявлениях ФРС в критические месяцы 2021 года, когда инфляция укоренилась, критиковали, считаю, что он привязал чиновников к определенному курсу, от которого регулятор слишком медленно отказывался.

То, чего центробанк опасается сейчас, - это совсем другая проблема: инфляция, которую могут стимулировать те самые условия на рынке труда, которые они обещали стимулировать.

Понятие инфляционной спирали цен и заработной платы остается спорным, поскольку инфляция до сих пор превышала рост зарплат.

Но по мере того, как инфляция отступать от пика, который, как надеются чиновники ФРС, будет достигнут в середине 2022 года, Пауэлл и другие ожидают и замедления роста заработной платы.

Инфляция, которую сейчас труднее всего искоренить, наблюдается в трудоемком секторе услуг, где цены наиболее чувствительны к зарплатам работников «и поэтому, вероятно, останутся повышенными, если рынок труда будет по-прежнему очень узким, - отмечается в декабрьском протоколе ФРС. - Хотя в настоящее время признаков неблагоприятного влияния цен и заработной платы немного, (представители регулятора) считают, что снижение этого компонента инфляции до уровня, соответствующего мандату, потребует некоторого смягчения роста спроса на рабочую силу».

Этот вывод не означает, что новая концепция мертва. На самом деле, ФРС почти наверняка вновь поддержит этот подход на заседании 31 января - 1 февраля. Пауэлл утверждает, что лучшим способом выполнения мандата, по сути, является контроль инфляции сейчас, чтобы создать более стабильный рынок труда.

Но непосредственный конфликт между этими двумя аспектами денежно-кредитной политики, возможно, приближается.

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Говард Шнайдер, перевел Томаш Каник)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку