(Данный материал был произведен в Гданьске для службы новостей Рейтер в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине)
ЛОНСЕСТОН, АВСТРАЛИЯ, 12 янв (Рейтер) - Мир импортировал больше сжиженного природного газа в 2022 году, чем когда-либо раньше, но «спецоперация» России в Украине привела к тому, что рост поставок пришелся на богатые европейские страны за счет более бедных азиатских.
Общий объем мирового импорта СПГ вырос до 409 миллионов тонн в прошлом году с 386,5 миллиона тонн в 2021 году, согласно Refinitiv, в то время как данные сырьевых аналитиков Kpler показали значение в 400,5 миллиона тонн по сравнению с 379,6 миллиона тонн годом ранее.
Рекордных объемов следовало ожидать, учитывая ввод в эксплуатацию новых маршрутов поставок, а также рост спроса на переохлажденное топливо, особенно в Европе, которая отказалась от российского трубопроводного газа после начала «спецоперации» Москвы 24 февраля.
Однако 2022 год также изменил динамику: увеличение спроса на СПГ пришлось на развивающиеся рынки Азии, а корону главного импортера Китай вернул Японии.
Китай импортировал 64,44 миллиона тонн СПГ в 2022 году, что на 19,4% меньше, чем в предыдущем году, согласно данным Kpler.
Импорт в Японию также снизился, упав до 73,61 миллиона тонн в 2022 году с 75,35 миллиона тонн в 2021 году, но его всё равно хватило, чтобы обогнать КНР.
Главной причиной снижения китайского импорта стало то, что покупатели во второй по величине экономике мира в основном не выходят на спотовый рынок, заключая только долгосрочные и среднесрочные контракты.
Способствовал этому резкий рост спотовых цен, причем еженедельная азиатская котировка <LNG-AS> обновила 26 августа рекорд на уровне в $70,50 за миллион британских тепловых единиц (mmBtu), что в три раза выше минимума в $23, достигнутого в январе 2022 года, когда спрос в Азии был слабым благодаря стабильным запасам и довольно теплой погоде.
Тем не менее, стоимость газа с немедленной поставкой остается высокой по историческим меркам: до 2021 года спотовая цена никогда не превышала $20,50 за миллион британских тепловых единиц, а в середине 2020 года, в разгар локдаунов, вызванных вспышкой COVID-19, она нисходила до $2.
Высокие котировки оказали влияние не только на Китай, который, возможно, лучше многих развивающихся азиатских экономик справляется с растущими затратами.
По данным Kpler, в 2022 году импорт СПГ в Индию сократился второй год подряд, упав до 20,03 миллиона тонн с 24,01 миллиона тонн годом ранее. Самый низкий показатель с 2017 года подчеркивает, насколько неудобны высокие цены четвертому по объемам импорта азиатскому покупателю.
Коллеги по региону, такие как Пакистан и Бангладеш, также сократили импорт сжиженного природного газа в 2022 году, а общий объем импорта в Азии снизился до 263,76 миллиона тонн с 282,08 миллиона тонн в предыдущем году.
ЕВРОПЕЙСКИЙ РЕКОРД
Сжиженный газ, который не достался Азии, был раскуплен европейскими заказчиками: их импортные закупки подскочили на 59% до 124,93 миллиона тонн в 2022 году по сравнению с 78,55 миллиона тонн в предыдущем году.
Значительная часть этого роста пришлась на поставки из США, которые увеличились до 52,06 миллиона тонн с 21,5 миллиона тонн годом ранее.
Однако стоит отметить, что и импорт российского СПГ в Европу в 2022 году достиг рекордного уровня: 15,95 миллиона тонн по сравнению с 13,46 миллиона тонн в 2021 году.
В то время как европейские страны вводили запрет на импорт российской сырой нефти, нефтепродуктов и угля, торговлю сжиженным газом с РФ приостановили только Великобритания и балтийские страны - Литва, Эстония и Латвия.
Учитывая растущую зависимость Европы от СПГ из-за сокращения поставок российского трубопроводного газа, для континента не просто будет прекратить или даже снизить объемы поставок СПГ из России.
Проблемой является также отсутствие альтернатив, равно как и трудности с переориентацией мировых торговых потоков таким образом, чтобы направить больше российского СПГ в Азию, в то время как другие поставщики, в частности Катар, должны отгружать больше газа в Европу.
В целом, динамика, сложившаяся в 2022 году, вероятно, продолжится и в 2023-м: Европа сохранит значительный уровень импорта СПГ, поддерживая высокие спотовые цены, а развивающаяся Азия будет уступать в соперничестве и в большей степени переходить на уголь для производства электроэнергии.
Общую картину может поменять Китай, где открытие экономики, вероятно, повысит спрос, особенно во втором полугодии, но только если цены не поднимутся до уровня, который сделает СПГ неконкурентоспособным на внутреннем рынке.
Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:
(Клайд Расселл является рыночным аналитиком Рейтер и выражает собственное мнение. Перевод Томаша Каника)