Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Притаившийся враг, мифический «чужой»

Каждую пятницу российский интернет – по крайней мере, его либеральная часть, – замирает в ожидании. Кто сегодня? Чье имя назовут? Традиционно по пятницам Минюст обнародует имена новых участников реестра иностранных агентов. Если вы полагаете, что дальше можно не смотреть, что вас это совсем не касается – напрасно. Именно вас в ближайшую пятницу могут признать иностранным агентом.
Советское наследие – подозрение, что любые протесты оплачены западными деньгами
Советское наследие – подозрение, что любые протесты оплачены западными деньгами kulturologia.ru

«Да как так? Я же не беру никаких денег у иностранцев, политикой не интересуюсь. Да у меня даже фейсбука нет!» – скажете вы. Не берете, не интересуетесь, нет. Но это вас не убережет от иноагентства. Признали же иноагентом Центр сохранения и изучения лососевых видов рыб и мест их обитания? Вот уж правда – агенты хладнокровных существ, склонных к суицидам! Лососей.

В разборе программы «Продолжение следует» мы расскажем, кто такие иностранные агенты, какова история возникновения реестра, почему в него может попасть любой, а еще – зачем государству плодить себе так много официальных врагов.

Проведем тест

Вы – иностранный агент? Чтобы это узнать, ответьте на два блока вопросов.

Первый:

Бездомным животным надо помогать? А детям-сиротам? Надо ли наращивать добычу полезных ископаемых? А фиксировать цены на товары первой необходимости?

Второй блок:

Вы когда-нибудь смотрели зарубежные фильмы? А читали зарубежные книги, слушали тамошнюю музыку? Бывали ли вы за границей?

Если вы хотя бы на один вопрос из второго блока вы ответили утвердительно, ответы на вопросы из первого блока неважны. Вы – под иностранным влиянием. И если однажды опубликуете у себя в соцсетях критическое наблюдение о российской действительности – ждите в какую-нибудь пятницу, что ваше имя окажетя в реестре Минюста.

Как наша страна докатилась до такого

Закон об иностранных агентах принят в 2012 году. Государство решило маркировать некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью в России и финансируются из иностранных источников.

Уже первые случаи применения этого закона наделали много шума. К «занятиям политической деятельностью» Минюст отнес любую гражданскую активность. И борьбу против пыток, и борьбу против вырубки лесов, и защиту исчезающих языков, и помощь женщинам – жертвам домашнего насилия… Любая независимая от государства организация могла получить статус иностранного агента.

В 2017 году закон был распространен и на СМИ.

В 2019 году его «усовершенствовали»: физическим лицам тоже стали присваивать статус «иностранных агентов».

А 1 декабря 2022 года из закона об иностранных агентах убрали строчку о зарубежном финансировании. Теперь «иностранным агентом» в России можно признать любого человека или организацию, находящихся под иностранным влиянием. Что это такое? Закон дает максимально расплывчатое определение. А всё такое.

Когда закон об иноагентах только появился, российские чиновники, в том числе сам Владимир Путин повторяли, что он – не запретительный, ничего не ограничивает, а принят так, для порядка, чтобы люди знали иноагентов.

Но сегодня по этому закону так:

  • – иноагенты не могут получать средства от российского государства, даже материнский капитал или пособие;
  • – иноагентам запрещается работать учителями и преподавать в государственных университетах;
  • – иноагенты не могут быть членами избирательных комиссий, участвовать государственных консультативных, совещательных и экспертных органах;
  • – иноагенты не имеют права проводить независимую антикоррупционную экспертизу;
  • – иноагенты даже просто публичных мероприятий проводить не могут!

Чего еще нельзя иноагентам? Служить на гражданской государственной и муниципальной службе. Поступить на военную службу по контракту. Ааа, обрадуетесь вы, так иноагент – защита от попадания на фронт? Нет! – мобилизовать иноагента можно.

Что еще? Минюст может неограниченно проводить плановые и внеплановые проверки иноагентов; чтобы запросить у банков и органов власти информацию о том, как иноагент расходует свои собственные деньги, санкция суда не нужна. Если банк лопнет, вклады, утраченные в нем, иноагенту не отадут. Упрощенной системой налогообложения иноагент пользоваться не имеет права.

Да, и потрудитесь любое свое публичное выступление, даже на странице фейсбука, сопровождать специальным дисклеймером, да еще набрать его БОЛЬШИМИ БУКВАМИ.

Как в Америке. На самом деле нет

Когда закон появился 10 лет назад, чиновники, в том числе президент, объясняли, что это такой же закон, как в США.

На самом деле разница огромная. Закон о регистрации иностранных агентов (Foreign AgentsRegistration Act, FARA) принят в США в 1938 году в ответ на пропаганду, которую вела Германия в преддверии Второй мировой войны.

В США регистрация в качестве иностранного агента не влечет за собой никаких ограничений и последствий для работы.

В России – см. выше.

В США для причисления к иностранным агентам нужно, чтобы физическое лицо или организация напрямую управлялись или контролировались иностранным правительством или организацией. Эти лица должны предоставлять услуги по связям с общественностью или иные политические услуги. Очень определенный круг лиц и организаций, очерченный по четким критериям.

В России же для получения статуса «иноагента» достаточно получить перевод из-за рубежа от незнакомого человека и публично поспорить с властями. Миллионы людей попадают под расплывчатые определения закона – а значит, это инструмент для выборочных репрессий, государство может с его помощью оказать давление на любого гражданина.

Разница есть даже в дефиниции. По-английски foreign agent – буквально «лоббист, чью работу финансирует другое государство». По-русски иностранный агент – шпион. Термин «иностранный агент» большую часть XX века использовался большевиками для устрашения инакомыслящих – это была черная метка, предупреждение об аресте.

История агентов

В 1927 году нарком финансов Владимир Милютин назвал ныне всемирно известных экономистов Кондратьева и Чаянова «агентами мирового капитализма» и «специалистами-вредителями, состоящими на содержании капиталистических акционерных компаний». Обвинения закончились для обоих смертными приговорами.

К 1930 году термин «иностранный агент» становится надежным идеологическим оружием Сталина в борьбе с оппозицией. Он говорит: «В классовой войне не может быть пощады шпионам и агентам вражеского стана, тем, кто, прикрываясь маской специалиста и ученого, готовит предательский удар в спину рабочего класса».

В 1953 году, после смерти Сталина, термин «агент» был вновь использован как инструмент репрессий в «деле врачей». Вот выдержка из публикации того года в газете «Правда»: «Установлено, что участники террористической группы врачей состояли на службе у иностранных разведок, продали им душу и тело, являлись их наемными платными агентами… Советский народ с гневом и возмущением клеймит преступную банду убийц и их иностранных хозяев. Презренных наймитов, продавшихся за доллары и стерлинги, он раздавит как омерзительную гадину».

Лаврентия Берию, кровавого сталинского министра внутренних дел, уже после смерти Сталина на пленуме ЦК КПСС в июле 1953 года тоже называли «агентом чужого лагеря», «агентом классового врага», «агентом-провокатором» и «агентом международного империализма», обвиняли в тайных связях с иностранными разведками. Чем закончилась история этого палача? Его самого приговорили к смертной казни.

Иногда тема иностранных агентов в СССР звучала комически. В 1953 два мелких уголовника, Хатмеев и Лутфуллин, разобрали пути возле станции Щучье Озеро Казанской железной дороги. Из-за этого сошел с рельсов пассажиркий поезд, шесть человек погибло. Следствие установило, что преступники действовали из корыстных побуждений: они ожидали, что после крушения поезда на связь с ними выйдет «агент одного из иностранных государств, и они получат от него вознаграждение за диверсию». Они верили, что где-то действуют враги СССР, шпионы, которые платят направо и налево за подрыв поездов.

Советское государство быстро забыло об иностранных агентах после исторического Двадцатого съезда партии в 1956 году, где Никита Хрущев, руководивший тогда страной, выступил с докладом о необоснованных репрессиях и развенчал культ личности Сталина.

Примитивная биология

В XXI веке страна снова вспомнила об иноагентах.

Почему Россия постоянно ищет внутреннего врага? Здесь ответ проще, чем кажется: всему виной биология. Присутствие внешнего врага, «чужого» – необходимо для устойчивого существования простейших сообществ.

Австрийской зоолог Конрад Лоренц объяснил, что механизмы распознавания «своих» и «чужих» присущи организмам на всех уровнях биологической эволюции. Бактерия классифицирует химические компоненты среды на притягательные и отталкивающие и   либо стремится к ним, либо избегает. А гуси знают, что все рыжее, большое и пушистое очень опасно!

Но что делать, если явного внешнего врага нет? Биологические системы могут дать сбой. Лоренц описывает поведение самцов рыб, которые в отсутствие конкурентов переносят агрессию на собственную семью и уничтожить ее.

(Не потому ли Минюст внес в реестр защитников лососевых?)

В Кремле уверены: никакое социальное брожение, не говоря уже о революции, не может быть вызвано внутренними причинами, только происками внешних врагов. Главный из них – англосаксы. Кто это, до конца непонятно. В России мифические англосаксы формируют «пятую колонну» – из людей, ментально к ним близких, а проще говоря, из тех, кто не хочет мириться с нынешней ужасной российской действительностью.

Национальная идея

По мнению политических социологов, бесконечный поиск врага служил протонациональной идеей России. Теперь враг найден, и его наличие сплотило население – если не все, то значительную его часть. А российская пропаганда последовательно работает над тем, чтобы представить идейных противников не просто оппонентами – а именно «иностранными агентами». Просто и удобно: отнесение оппонента к числу внешних врагов превращает внутриполитический спор в войну. И вот прямое статистическое подтверждение эффективности этой технологии: в страшном 2022 году вновь пошло в рост количество доносов россиян на соотечественников, на родственников и близких друзей.

А если допустить на минутку, что Путин и его приспешники правы? Вдруг среди нас и впрямь затесались враги и действуют по научению западных разведок? Тогда придется признать, что затесались они после того, как у власти оказался Владимир Путин. В1999 году, когда он  еще не был президентом, россияне на вопрос: «Кого бы вы назвали врагами России?» – чаще всего просто затруднялись ответить.

А после присоединения Крыма в 2014 году в наличии врагов не сомневалось 84% россиян.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку