13 янв (Рейтер) - Российский бюджет становится более зависимым от цен на нефть по мере того, как государство увеличивает расходы на фоне «специальной военной операции» в Украине, что несет риски для казны в 2023 году в условиях снижения нефтяных цен и сокращения добычи и экспорта энергоносителей из-за санкций и чревато очередным увеличением налоговой нагрузки, говорят аналитики.
По оценкам аналитиков Альфа-банка, из-за стремительного роста расходов в 2022 году на 26% в годовом выражении, что является максимальным показателем с 2009 года, балансирующая бюджет цена на нефть подскочила до $101 за баррель с $67 за баррель в 2021 году.
А с учетом очистки доходов от разовых выплат Газпрома в виде повышенного НДПИ и промежуточных дивидендов на общую сумму 1,85 триллиона рублей, что составляет около 7% полученных доходов бюджета в 2022 году, фактическая цена нефти, балансирующая казну, достигла $115 за баррель.
«Это указывает на очень сильное повышение бюджетных рисков в 2023 году», - написали аналитики Альфа-банка.
В прошлом году «дыра» в бюджете составила 3,3 триллиона рублей, или 2,3% ВВП, превысив даже декабрьский прогноз Минфина. При балансирующей цене на нефть все траты покрывают поступающие в казну доходы, а бюджет становится бездефицитным.
Последний раз такой высокий уровень балансирующей бюджет цены наблюдался в 2013 году, но тогда фактические цены на нефть не сильно от нее отличались, превышая в среднем $100 за баррель.
Однако сейчас разница между балансирующей ценой и фактической сильно выше. По данным Минфина, средняя цена на нефть российской марки Urals в 2022 году сложилась в размере $76,09 за баррель. При этом в декабре она составила $50,47 за баррель, что на 28% ниже заложенной в бюджет-2023 цены и в два раза меньше балансирующей.
Федеральный бюджет на 2023 год сверстан на основе прогноза стоимости Urals $70,1 за баррель, тогда как основная российская нефтяная смесь в настоящее время торгуется около $50 за баррель.
«Растущая зависимость бюджета от нефти вызывает опасения, учитывая динамику цены на нефть и снижение нефтяного экспорта. Кроме того, на горизонте маячит проблема снижения доходов от экспорта газа и нефтепродуктов», - указывают аналитики Альфа-банка.
В конце декабря министр финансов Антон Силуанов признал риски превышения в 2023 году размера дефицита федерального бюджета РФ запланированных 2% ВВП, поскольку введенный с 5 декабря потолок цен на поставки российской нефти в $60 за баррель будет сокращать экспортные доходы России.
По мнению главного экономиста Альфа-банка Натальи Орловой, правительство будет вынуждено искать способы сокращения бюджетных рисков в 2023 году, самым напрашивающимся из которых является увеличение налоговых сборов.
«Когда большое расхождение между фактической ценой и балансирующей, такой разрыв покрывать заимствованиями в устойчивом режиме невозможно, и нужны какие-то меры подстройки бюджетной политики либо со стороны сокращения расходов, либо поиска дополнительных доходов. И это фактически подтверждает дальнейшее повышение налоговой нагрузки, так как о каком сокращении расходов сейчас можно говорить, когда начинается электоральный цикл», - сказала Орлова.
Газета «Коммерсант» со ссылкой на источники в администрации президента РФ сообщила в пятницу, что Кремль начал подготовку к президентским выборам 2024 года с участием Владимира Путина.
Расширение расходов бюджета в 2022 году, которое сильно смещено в сторону трат на оборону и безопасность, связано со среднесрочными рисками роста налоговой нагрузки, так как такие расходы не приводят к повышению устойчивого экономического роста, который мог бы поддержать рост налоговой базы, написали в обзоре экономисты Ренессанс Капитала Софья Донец и Андрей Мелащенко.
В начале декабря замминистра финансов Алексей Сазанов говорил, что Минфин в 2023 году продолжит анализировать ресурсные сектора экономики с высокой маржинальностью и налоговым потенциалом.
На фоне «спецоперации» Москвы в Украине и ответных санкций Запада, власти РФ решили резко повысить в 2023-2025 годах налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль, что принесет российскому бюджету за три года дополнительно около 3,6 триллиона рублей.
Российские власти нарастили расходы на оборону в 2022 году как минимум на треть. Нужды армии и контроль за россиянами станут также главными приоритетами бюджета в 2023 году - на оборонные расходы и силовиков заложено 9,4 триллиона из 29 триллионов рублей, то есть почти треть всех расходов. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)