Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Европа закупила рекордный объем российского дизеля с первого месяца войны

ЛОНДОН, 16 янв (Рейтер) - Европейские трейдеры спешат заполнить хранилища дизельным топливом из РФ до вступления в силу 5 февраля запрета на поставки российских нефтепродуктов, который, как ожидается, приведет к сокращению запасов, изменению глобальных транспортных маршрутов и повышению волатильности цен.

Кроме того, введение эмбарго может вызвать дефицит поставок продукта. Европа надеется восполнить его за счет китайского топлива, которое, по-видимому, частично будет производиться из российской нефти.

Китай увеличил первый пакет экспортных квот для нефтепродуктов в 2023 году почти наполовину по сравнению с уровнем годом ранее.

Большая часть из них, вероятно, придется на экспорт дизельного топлива из Китая, объем поставок которого может составить 400.000-600.000 баррелей в сутки, считает Марк Уильямс из Wood Mackenzie.

«Но без китайского экспорта, стимулирующего поставки нефти на запад, Европе вряд ли удастся заменить потерю поступавших из России полумиллиона баррелей в сутки после введения эмбарго», - указывают аналитики Energy Aspects.

НАЛЕТАЙ, ТОРОПИСЬ, НЕФТЬЮ ИЗ РОССИИ ЗАКУПИСЬ

Объем европейского импорта дизтоплива из РФ в текущем месяце составляет 770.000 баррелей в сутки, что является самым высоким показателем с марта прошлого года, показали данные аналитической компании Vortexa.

«Европейские покупатели спешат импортировать как можно больше (российских нефтепродуктов) в преддверии запрета», - подчеркнул Рохит Ратход из Vortexa.

На протяжении многих лет Россия оставалась основным поставщиком дизеля в Европу, где объемы производства этого вида топлива недостаточны для удовлетворения внутреннего спроса, в первую очередь со стороны автовладельцев.

Несмотря на то что европейские правительства и компании стремились сократить экономические связи с РФ после начала «специальной военной операции» в Украине в прошлом году, согласно данным Refinitiv, почти половина всего европейского импорта дизельного топлива приходилась всё же на Россию.

В дополнение к запрету ЕС на ввоз российской нефти, вступившему в силу в декабре, с 5 февраля будет введено эмбарго на нефтепродукты из РФ.

Ожидается, что эта мера внесет кардинальные изменения в структуру грузоперевозок и повлечет за собой значительные расходы.

WoodMac прогнозирует, что маржа дизельного топлива к сырой нефти в январе-июне составит в среднем $38 за баррель, что более чем в два раза превышает средний шестимесячный показатель 2018-2022 годов при сравнении с данными Refinitiv Eikon.

«Высокая цена на дизельное топливо будет сохраняться из-за сложности логистики и транспортных расходов. Такая запутанность, которая, как следствие, снижает ликвидность рынка, скорее всего, будет поддерживать маржу производства дизельного топлива на высоком уровне, как мы уже видели в 2022 году», - сказал Роб Тернер из PwC.

По его мнению, Европа больше не может полагаться на смешивание российских средних дистиллятов, повышение качества и обессеривание некондиционных сортов сырья из РФ, а также широко используемую для производства дизельного топлива нефть марки Urals в системе нефтепереработки, как это было до конфликта в Украине.

Трейдеры поспешили запастись дизельным топливом в преддверии запрета, и за неделю до 12 января региональные запасы выросли до максимально с октября 2021 года уровня, показали данные голландской консалтинговой фирмы Insights Global.

Предполагается, что запасы резко сократятся после начала действия эмбарго, указывает Energy Aspects.

ПЕРЕОРИЕНТАЦИЯ ГРУЗОПОТОКА

В последние месяцы ряд супертанкеров грузовместимостью 2 миллиона баррелей нефти был зафрахтован для импорта дизельного топлива в Европу из Азии и Ближнего Востока.

Однако транспортировка топлива из России в Северо-Западную Европу обычно занимает неделю, в то время как грузы с востока идут в среднем до 8 недель, и стоит такая перевозка существенно дороже.

Мэтт Райт из Kpler считает, что спрос на танкеры для перевозки нефтепродуктов в 2023 году вырастет на 7,2% по сравнению с третьим кварталом 2022 года из-за увеличения протяженности маршрутов.

Увеличение длительности рейсов вызовет падение оборачиваемости танкеров, ограничив доступность тоннажа.

«В предстоящие 12 недель, пока восстанавливается международный трейдинг, нас ждет далеко не легкая прогулочка, - указал Алан Гелдер из WoodMac. - Торговля будет гораздо более волатильной».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Рон Буссо, Роуэна Эдвардс и Ахмад Гаддар в Лондоне)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку