МОСКВА, 18 янв (Рейтер) -
* Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине
РФ с начала текущего года увеличивает экспортные отгрузки дизельного топлива в Турцию и Марокко по мере приближения эмбарго на поставки российских нефтепродуктов в страны Евросоюза, показали данные трейдеров и Refinitiv.
На долю РФ приходится около 40% от общего объема морского импорта дизтоплива в ЕС, но с 5 февраля 2023 года европейские страны будут вынуждены искать замену российскому продукту. В поисках новых покупателей Москва переориентирует потоки энергоресурсов в Азию, Африку и Латинскую Америку.
Данные Refinitiv показывают, что в декабре прошлого года морские отгрузки низкосернистого дизтоплива и газойля из РФ в направлении Турции превысили 750.000 тонн, а целом за минувший год выросли до 5,05 миллиона тонн с 3,99 миллиона тонн в 2021 году.
С начала текущего месяца экспорт российского дизтоплива в Турцию достиг 450.000 тонн, по данным Refinitiv.
Поставки дизтоплива из РФ в Марокко в прошлом месяце составили порядка 150.000 тонн, за 2022 год - около 735.000 тонн после 66.000 тонн в предыдущем году. В январе 2023 года из балтийского порта Приморск в направлении Марокко отгружено уже около 140.000 тонн продукта.
По данным Refinitiv, несколько партий дизтоплива в декабре и январе Россия направила в Гану, Сенегал, Ливию, Уругвай и Кот-д'Ивуар. Партия дизтоплива объемом около 33.000 тонн направляется в январе из Приморска в Бразилию.
В июле прошлого года президент Бразилии сказал, что власти страны ведут переговоры с Россией о покупке дизтоплива, однако поставки в этом направлении пока носят спорадический характер.
Между тем львиная доля экспортируемого из РФ дизтоплива все еще поставляется в Европу, которая, пользуясь крупными объемами поставок, спешно запасается российским топливом перед эмбарго.
Разворот экспортных поставок российских нефтепродуктов из Европы в страны Азии, Африки и Ближнего Востока будет зависеть не только от эмбарго, но и от ценового потолка, который планируют установить страны Большой семерки, говорят участники рынка.
«Очевидно, будут работать какие-то маршруты замещения грузопотоков из РФ в Европу топливом из Азии и Ближнего Востока. Февраль будет непростым», - сказал один из трейдеров.
Санкции ЕС против российских нефтепродуктов окажут более существенное влияние, чем ограничения на нефть, в результате чего переработка в стране может упасть в 2023 году в среднем на 15%, сказал Рейтер высокопоставленный отраслевой источник.