Граждане России, деятельность которых может подпасть или уже подпала под закон об иностранном влиянии, должны сами попросить Минюст занести их в список «иностранных агентов». Об этом в беседе с «Интерфаксом» заявил заместитель министра юстиции Олег Свириденко.
«Если лицо не исполняет эту обязанность, а Минюст установил соответствующие факты, то оно включается в реестр. При прекращении соответствующей деятельности лицо может подать заявление об исключении его из реестра», — рассказал чиновник. Он подчеркнул, что признание «иноагентом» не означает запрет на осуществление деятельности. «Это статус, который характеризует правовое положение лица и влечет возникновение определенных прав, обязанностей и ограничений», — добавил замминистра.
Свириденко также напомнил, что на сайте Минюста публикуются сведения в отношении участников списка. «Эти сообщения в большинстве случаев содержат информацию, полученную из отрытых источников», — добавил он. Сейчас в реестре «иноагентов» 536 граждан и организаций.
Обновленный закон об иностранных агентах действует в России с декабря 2022 года. Он объединил четыре реестра «иноагентов» в один: сюда включают учредителей, руководителей, членов или работников организации, объявленной «иноагентом», а также политиков, получающих денежные средства или имущество от «иноагентов».
По новому закону признать иноагентом могут фактически любого россиянина, который «получает иностранную поддержку или находится под зарубежным влиянием». Из закона убрали обязательный критерий иностранного финансирования: теперь достаточно находиться под «иностранным воздействием», в том числе «путем принуждения, убеждения или иными способами».
При этом президент Владимир Путин объяснял в 2021 году необходимость закона об «иноагентах» исключительно требованием установить источники финансирования организаций и лиц. Он отвергал обвинения в том, что в России в «иноагенты» записывают «ковровым» способом.