Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Топ-менеджеры не хотят выбирать сторону — их раздражает политика

Разрыва западных бизнесов с Россией не произошло в том числе потому, что топ-менеджерам неинтересна геополитика. Но скоро им предстоит еще более сложная задача — разорвать связи с Китаем.
Артем Геодакян / ТАСС

В прошлом месяце на швейцарском горнолыжном курорте гендиректор крупной европейской компании, которому за пятьдесят, пожаловался, что геополитика ужасно усложняет его жизнь.

Он вырос в золотой век послевоенного роста и глобализации, в мире, где бизнес в основном рассматривался через призму перспектив расширения и рентабельности. Теперь от него требуют выбрать сторону в разделенном мире — и ему трудно. «Три года назад мы не говорили о таких вещах. Решения, которые мы вынуждены принимать сейчас, откровенно пугают», — сказал он в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.

Это одна из причин, по которой спустя почти год после начала войны Владимира Путина с Украиной — несмотря на западные экономические санкции, давление со стороны активистов и отсутствие планов разрешения конфликта — западные фирмы в основном остаются в России. 

Разорвать эти связи непросто. По данным профессора университета Санкт-Галлена Саймона Эвенетта, в конце прошлого года менее 9% из 1404 компаний из ЕС и G7, действовавших в России до вторжения в Украину, покинули страну. Причем продавали европейские бизнесы как правило только менее прибыльные предприятия, а некоторые западные продавцы включали в контракты оговорки о возможном выкупе в будущем — в надежде, что эта война скоро закончится и жизнь вернется в нормальное русло.

«Поколение руководителей корпораций в возрасте от 50 до 60 лет никогда не сталкивалось с геополитическими рисками, — говорит Эвенетт. — Это глубокий шок для их ментального состояния и мировоззрения. Они искренне борются с этим „дивным новым миром“».

Важно и то, что компаниям, которые хотят уйти из России, не так просто это сделать: на рынке мало покупателей, претендующих на их активы, они вынуждены делать огромные скидки. А еще есть местные ограничения на свертывание бизнеса и то, что Эвенетт называет «эффектом отеля Калифорния»: если российские власти не дают возможности вывести деньги из страны, то как продавать бизнес?

Некоторым руководителям нравится переворачивать моральный аргумент с ног на голову. Они спрашивают, что хуже: продолжать платить налоги в России или оставить там миллиарды долларов от проданного бизнеса, которые, в свою очередь, пойдут на финансирование военных действий?

Конкуренты обычно используют такой аргумент против французского банка Société Générale, который понес убытки в размере 3,1 млрд евро после того, как в апреле продал Росбанк компании, основанной Владимиром Потаниным, прокремлевским миллиардером и объектом санкций США.

В конце концов, этим людям просто трудно отказаться от денег и попрощаться с дивидендами, которые мы все по глупости считали само собой разумеющимся.

Один из уроков этой истории в том, что западный бизнес вовсе не идет в ногу со временем и может даже идти вразрез с геополитическими целями правительств. «Россия — это генеральная репетиция перед Китаем, — сказал Эвенетт. — Предполагалось, что сепарироваться от России будет относительно легко, что в данном случае значит «недорого». Ведь ее экономика относительно невелика, а хорошо известные и задокументированные риски ведения бизнеса в стране в качестве иностранного инвестора означали, что большого наплыва западных инвестиций и раньше не было.

Но даже здесь все оказалось непросто. А представьте себе аналогичный военный конфликт с участием Китая! И это не надуманная перспектива: генерал Майка Минихана, глава Командования воздушной мобильности США (AMC), предсказал, что Вашингтон и Пекин, вероятно, начнут войну из-за Тайваня в 2025 году.

На каждый доллар прямых иностранных инвестиций в Россию приходится около восьми долларов инвестиций в Китай, подсчитал Эвенетт. Руководителям западных компаний, возможно, придется приспосабливаться к эпохе геополитических потрясений быстрее, чем они думают.

Материал впервые был опубликован в The Financial Times.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку