Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Смерть, слава и полевые командиры в путинской России

Многие на Западе сейчас рассматривают православие как противоядие либеральному упадку, который якобы вызван протестантизмом. Но именно в православии корень текущих проблем России.
kremlin.ru

Ходят слухи о завуалированной борьбе внутри России за место преемника президента Путина, притом что его агрессивная война в Украине пошла катастрофически не по плану. Такая борьба не может не обнажать болезненные патологии российской политики.

Ключевыми игроками являются не организованные политические партии, а скорее банды олигархов, которые руководят различными неформальными узлами власти. Это объясняет, почему самая эффективная военная сила России на линии фронта в Украине, ЧВК Вагнера, даже не является частью российской армии. Россия теперь является страной полевых командиров, что обычно ассоциируется с несостоятельными государствами-изгоями. Ее нынешние и будущие лидеры торгуют лихорадочными мечтами о славе на полях сражений.

В этой военной культуре имплицитно присутствует гоббсовское представление о жизни как об одинокой, бедной, отвратительной, жестокой и короткой — и все более дешевой. Возникновение частных армий в России и вокруг нее привело к некоторым действительно забавным событиям.

Например, в прошлом году бывшие военнослужащие американских и других западных вооруженных сил организовали добровольческое воинское подразделение, чтобы воевать на стороне Украины. С полнейшей иронией они называют себя группой Моцарта — прямой ответ наемникам Вагнера. Остается только надеяться, что они будут бомбить позиции русской армии оружием более мощным, чем шоколадный марципан «Моцарт».

Но на этом юмор заканчивается. Очевидному возврату России к милитаризму способствовала местная разновидность религиозного фундаментализма, который открыто прославляет смерть. Некоторые российские священнослужители говорили своим прихожанам, что они могут «стать собой» только через акт убийства. Им говорят, что «спецоперация» в Украине — это борьба за «все божье творение».

Как сказал один из главных пропагандистов Путина Владимир Соловьев в новогодней речи на российском телевидении: «Жизнь сильно переоценена. Зачем бояться того, что неизбежно? Особенно, когда мы идем в рай. Смерть есть конец одного земного пути и начало другого. Не позволяйте страху смерти влиять на решения. Жить стоит только ради того, ради чего можно умереть, так и должно быть. … Мы боремся против сатанистов. Это священная война, и мы должны победить».

Точно так же Магомед Хитанаев, чеченский теолог и командующий российской армией, изображает Украину как современные Содом и Гоморру: «Мы спрашиваем: украинцы, почему вы разрешили гей-парады в Киеве, Харькове и Одессе? Почему? Почему вы не выступили против них, против своего правительства, захваченного фашистами? Не стыдясь перед Богом, люди, открыто, явно несут свою мерзость».

Чтобы понять современных российских идеологов вроде Соловьева и так называемого путинского придворного философа Александра Дугина, нужно изучить традицию русского космизма — философского течения, зародившегося в 19 веке педагогом Николаем Федоровым. Как пишет Жюль Эванс, философ Лондонского университета королевы Марии, Федоров «получил прозвище «Московский Сократ» из-за его аскетических привычек и радикальной философии. У него была одна всеобъемлющая цель: достижение бессмертия и воскрешение мертвых». Среди последователей Федорова в 20-м веке были советский ученый Константин Циолковский (который строил теории о космических путешествиях), писатель-фантаст Александр Богданов (который считал, что можно продлить свою жизнь с помощью переливания крови) и — по совпадению — религиозный деятель и мыслитель Владимир Соловьев.

По словам Эванса, тот первый Владимир Соловьев призывал к «всеобщей теократии при русском царе, чтобы ускорить «долгий и трудный переход человечества от зверочеловечества к богочеловечеству». И стать духовными существами — «пока только Христос достиг этой стадии, но вскоре последует за ней и все человечество». 

В то время как Соловьев считал, что эту духовную эволюцию можно ускорить с помощью магии, сам Федоров выступал за научные средства. Но в конечном итоге оба «сошлись на том, что человечество спасет русская теократия».

Денис Султанхалиев из Тартуского университета исследовал связь между двумя Соловьевыми и установил четкую родословную от русского космизма, как в его мистической, так и в научной формах. Существует прямая сквозная линия от космизма, преобладавшего в первое десятилетие Советского Союза, к нигилизму и ядерному балансированию на грани войны, демонстрируемым сегодня при Путине.

Вера в воскресение и вечную жизнь является ключевым фактором. Но космизм мог возникнуть только в русской православной версии христианства, основная формула которого: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом». Так истолковывают космисты явление Богочеловека Христа: как образец того, к чему должно стремиться все человечество. Напротив, Мартин Лютер рассматривал человека как экскременты Бога — как нечто, выпавшее из ануса Бога. Наблюдая, как идеологическое безумие разыгрывается в России, мы должны помнить о его корнях — а они в русском православии.

Многие на Западе сейчас рассматривают именно эту традицию как противоядие «либеральному упадку», якобы спровоцированному западным протестантизмом. В извращенном смысле они правы: смерть решает все проблемы.

Материал впервые опубликован в The Japan Times.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку