Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЦБР: телефонные мошенники в 22г использовали уловки, связанные с частичной мобилизацией

*

Данный материал был произведен в России, где законодательство ограничивает освещение специальной военной операции РФ в Украине

МОСКВА, 14 фев (Рейтер) - Российский Центробанк сообщил об активизации в 2022 году телефонных мошенников, пытающихся похитить деньги у граждан, при этом к ранее используемым сценариям звонков злоумышленников от якобы «специалистов службы безопасности банка», «правоохранительных органов» и «Центрального банка», добавились сценарии, связанные с частичной мобилизацией.

В феврале-марте 2022 года, когда после начала «военной спецоперации» в Украине, прекратили работу карты Visa и MasterСard и были ограничены валютные переводы из РФ, почти месяц правоохранительные органы не фиксировали краж по дистанционным каналам со счетов граждан, поскольку вывод денежных средств стал невозможен, говорил первый заместитель начальника Главного следственного управления МВД Даниил Филиппов.

Но постепенно мошеннические схемы были перенастроены и объемы украденного вновь стали расти.

В частности, после объявления в России частичной мобилизации осенью 2022 года мошенники стали предлагать россиянам за деньги «уладить вопрос с призывом». СМИ сообщали о звонках родственникам якобы от людей, которые уже находятся в призывных пунктах. В этом случае использовался способ подмены номера.

В 2022 году ЦБР направил операторам связи для принятия «соответствующих мер реагирования» 756.072 номера телефона, с которых звонили злоумышленники для хищения средств у граждан.

Общий объем банковских переводов без согласия клиентов увеличился в 2022 году по сравнению с 2021 годом на 4,29% на фоне активного развития новых дистанционных платежных сервисов и роста объема денежных переводов (+39%, до 1.458,6 триллиона рублей) с применением карт и других электронных средств платежа, говорится в отчете ЦБР.

Основным способом хищения средств осталось использование приемов и методов социальной инженерии, когда человек под психологическим воздействием добровольно переводит денежные средства или раскрывает банковские сведения, позволяющие злоумышленникам совершить хищение.

Доля таких операций в 2022 году составила 50,4% против 49,4% годом ранее.

Всего за прошлый год клиентам удалось вернуть 4,4% (618,4 миллиона рублей) от всего объема операций по переводу денежных средств, совершенных без согласия клиентов (в 2021 году данный показатель составил 6,8%, или 920,5 миллиона рублей).

Российские власти для противодействия хищению денежных средств подготовили законопроект о предоставлении банкам права не переводить деньги «по явно мошенническим операциям» в течение двух дней, даже несмотря на согласие клиента, а также обсуждают введение уголовной ответственности для граждан, которые передают данные о своих картах и счетах преступникам . (Елена Фабричная)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку