Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

ЕЦБ снова трудно донести до рынков смысл своей политики на фоне замедления инфляции

ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ, 17 фев (Рейтер) - Год назад Европейский центральный банк с трудом объяснял, почему не начинает поднимать процентные ставки в условиях резкого всплеска инфляции. В этом году регулятору будет так же трудно объяснить, почему он продолжает ужесточать денежно-кредитную политику, когда рост цен значительно замедляется.

Инфляция, которая уже на два процентных пункта ниже пика, будет дальше замедляться весной по мере падения цен на энергоносители. В следующем месяце ЕЦБ снизит собственные прогнозы за счет подешевевшего газа и укрепления евро.

Несмотря на это, регулятор уже пообещал еще одно значительное повышение ставки в марте. Чиновники также намекают на очередной шаг вверх в мае, что приведет к росту стоимости ипотечных кредитов, ограничению корпоративных инвестиций и увеличению госдолга как раз в то время, когда потребители начинают ощущать первое ценовое облегчение за год.

Проблема в том, что перспективы инфляции не так хороши, как кажется на первый взгляд.

Базовое ценовое давление выказывает мало признаков ослабления, и даже если общественность не знакома с понятием базовой инфляции - которая не учитывает волатильные цены на продукты питания и энергоносители, - чиновники центробанков сосредоточиваются именно на этом показателе, так как он является индикатором продолжительности роста цен.

«Мы будем держать ставки на высоком уровне, пока не увидим убедительных доказательств того, что базовая инфляция своевременно и устойчиво возвращается к целевому уровню», - сказала на прошлой неделе член руководства ЕЦБ Изабель Шнабель, повторив недавнюю риторику регулятора о базовой инфляции.

В какой-то момент летом общая инфляция, сейчас составляющая 8,5%, может упасть ниже базовой инфляции и даже опуститься ниже 3% к концу года, за счет продолжительного падения цен на энергоносители. Но базовая инфляция проявляет упорство и всё еще может превзойти зафиксированный в январе уровень в 5,2%.

«Мы должны по-прежнему подчеркивать, что у нас есть среднесрочная перспектива, - сказал Клаас Кнот, глава центрального банка Нидерландов. - А среднесрочная перспектива означает, что, конечно, базовая инфляция имеет важнейшее значение для (денежно-кредитной) политики».

Эта тема не является уникальной для еврозоны. Представители Федеральной резервной системы США также считают, что в этом году базовая инфляция упадет ниже общей. Они особенно обеспокоены тем, что рост цен на услуги может затруднить возвращение инфляции к целевому уровню в 2%.

Но донести это до рынков сложно. ЕЦБ должен ориентироваться на базовую инфляцию на уровне 2%, и он уже находится под огнем критики инвесторов за неоднозначные сигналы.

Регулятор постоянно переключает свое внимание между текущей, будущей и базовой инфляцией. Он также перешел от выполнения долгосрочных намеченных направлений монетарной политики к ситуационным решениям на каждом отдельном заседании.

Тем не менее, именно из-за проблемы базовой инфляции глава центробанка Ирландии Габриэль Махлуф, занимающий умеренную позицию в совете управляющих ЕЦБ, недавно сказал, что депозитная ставка в еврозоне, сейчас находящаяся на отметке 2,5%, может уйти даже выше 3,5%, что больше текущих заложенных в цены ожиданий пиковой ставки.

Если инфляция действительно окажется такой упорной, как опасаются некоторые, ЕЦБ столкнется с проблемой «высокого коэффициента жертвенности», предупредил глава центрального банка Хорватии Борис Вуйчич. В такой ситуации экономические потери, связанные с охлаждением инфляции, возрастают, а боль, вызванная каждым повышением ставки, усиливается.

ОСЛОЖНЕНИЯ Базовая инфляция, вероятно, снизится, но всё же может остаться на высоком уровне.

Серьезной проблемой является рынок труда.

Хотя компании готовились к почти неизбежной рецессии, они продолжали укреплять кадры. После трудностей в привлечении новых работников в постпандемические месяцы компании довели уровень занятости до рекордно высокого уровня в прошлом квартале.

Это окажет давление на зарплаты, которые в этом году уже подскочили более чем на 5% - самыми быстрыми темпами за последние годы.

«Давление со стороны сотрудников, желающих вернуть утраченную покупательную способность, может оказаться значительным, тем более что предстоящие переговоры о зарплате будут проходить в условиях узкого рынка труда», - отметил глава центрального банка Испании Пабло Эрнандес де Кос.

Учитывая высокую инфляцию, реальная оплата труда в этом году еще снизится, но профсоюзы, формируя требования в отношении зарплаты, всё больше ориентируются на прошлый рост цен, и такой спиральный механизм может легко закрепить высокую инфляцию.

Другая проблема - услуги. Заработная плата является самым большим фактором, обуславливающим цены в этом секторе, а инфляция в сфере услуг всё еще находится на уровне чуть выше 4%. Поэтому рост заработной платы на 5% и более может сильнее подтолкнуть инфляцию в сфере услуг.

Кроме того, вес услуг в инфляционной корзине в этом году увеличился до 44% с 42% по мере изменения потребительских привычек после пандемии, поэтому ускорение инфляции в этом секторе дает еще больший импульс к росту базового показателя.

Но некоторые аналитики считают, что опасения ЕЦБ о базовых ценах преувеличены.

«Это просто естественная переориентация структуры потребления в ту сторону, откуда мы пришли», - сказал Эрик Нильсен из UniCredit.

«Поскольку это создает дополнительную нагрузку на конкретные привлекающие внимание сектора, включая авиаперевозки, а также гостиничный и ресторанный бизнес, многие неспециалисты принимают ценовое давление в этих конкретных секторах за общий перегрев экономики».

Оригинал сообщения на английском языке доступен по коду:

(Балаж Кораньи при участии Тоби Чопры, перевел Томаш Каник)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку