Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Как платежная система России изменилась за год, и что с ней будет дальше

МОСКВА, 3 мар (Рейтер) - Российский Центробанк ждет, что банки будут выпускать клиентам карты платежной системы Мир взамен карт международных платежных систем, срок действия которых истек, что должно поддержать высокие темпы эмиссии локального средства платежа. Одновременно настраиваются альтернативные каналы для расчетов с иностранными контрагентами, которые к лету получат схему удаленной идентификации для операций с российскими банками.

Для многих россиян финансовая жизнь усложнилась после отключения крупных российских банков от глобальной платежной системы SWIFT и отказа от работы за пределами страны карт Visa и Mastercard .

С 10 марта 2022 года россияне не могут расплатиться картами Visa и MasterCard за границей, в иностранных интернет-магазинах и сервисах, а также с помощью Apple Pay или Google Pay.

QIWI провела опрос россиян об изменении платежных привычек и практически половина опрошенных (44%) признали, что столкнулись с трудностями после введения ограничений весной 2022 года, но уже успели их преодолеть.

Чаще всего опрошенные говорили, что им не хватает возможности совершать онлайн-покупки на зарубежных сервисах (40%) и оплачивать зарубежные подписки и доставки (36%). В четверти случаев россияне сетуют на невозможность оплаты картой в зарубежных странах (24%) и бесконтактной оплаты в офлайне (22%). 29% респондентов заявили, что не нуждаются ни в каких из перечисленных услуг.

НСПК ВЗЯЛА ВЕСЬ ТРАФИК

Благодаря Национальной системе платежных карт (НСПК), Системе передачи финансовых сообщений ЦБР, Системе быстрых платежей (СБП), которые после ухода западных аналогов из РФ взяли на себя всю нагрузку по обработке платежей в России, платежная инфраструктура внутри страны практически не пострадала от западных санкций.

Видя, что трансграничные платежи россиян продолжают проходить через «дружественные» РФ страны, OFAC Минфина США пригрозил, что финансовые организации, которые заключают новые или расширенные соглашения с НСПК, могут оказаться в списке компаний, способствующих обходу американских санкций, так как помогают расширять зону использования платежной карты Мир за пределами России.

ЦБР заявлял, что намерен продолжать диалог с другими странами о расширении использования карт Мир, несмотря на угрозы США.

НСПК не комментировала эти угрозы, но убрала с сайта информацию о странах, которые работают с картой Мир.

По последним данным НСПК, карты Мир обслуживались в Турции, Вьетнаме, Армении, Южной Корее, Узбекистане, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Таджикистане и в признанных Россией независимыми Абхазии и Южной Осетии.

На сегодняшний день, по данным ЦБР, организовано взаимодействие НСПК с 8 странами.

В 2022 году число выпущенных карт Мир выросло на 60% и достигло 182,3 миллиона.

Приложение Mir Pay к концу 2022 года было доступно клиентам 149 банков.

Через Систему быстрых платежей в 2022 году совершено более 3 миллиардов операций на 14,4 триллиона рублей, что превышает аналогичные показатели за 2021 год в 2,4 раза. По данным ЦБ, на конец 2022 года к системе подключено 213 банков.

Система передачи финансовых сообщений (СПФС), российский аналог SWIFT, на сегодняшний день взаимодействует с 14 странами.

ЦБР скрыл в апреле 2022 года список организаций-участников СПФС из-за санкционных рисков.

По данным регулятора, за 2022 год число участников системы выросло на 40% до 462 организаций, из них количество нерезидентов увеличилось в 2,7 раза до 106 компаний.

Первый зампред ЦБР Ольга Скоробогатова сказала, что кроме банков к ней могут подключаться и иностранные расчетные организации без банковской лицензии, что поможет развитию трансграничных переводов.

ПЛАНЫ НА 2023 ГОД

ЦБР планирует развивать Систему быстрых платежей, внедрив в ней в 2023 году для банков C2B (customer to business, от клиента бизнесу) сценарии оплаты, в том числе в одно касание по NFC (Near field communication — это технология беспроводной передачи данных малого радиуса действия для обмена данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 сантиметров).

Кроме того, в 2023 году будет запущена по просьбам банков реализация программы лояльности СБП.

«Мы здесь, наверное, будем одной из первых стран. Но с нашей точки зрения это очень правильно, если мы говорим о клиенте, о банках и вообще о возможности мотивирования всех игроков на этом рынке», - сказала Скоробогатова.

Через полгода ЦБ выйдет с конкретными предложениями о том, как может выглядеть эта программа, в том числе там может быть кешбэк за покупки.

СБП также начнет обслуживать платежи банков в бюджет в 2023 году.

Планируется интегрировать СБП с национальными системами других стран для проведения платежей.

«Тема с точки зрения трансграна по СБП - это интеграция система-система. У нас сейчас две страны, которые с нами проходят либо пилот, либо уже достаточно подробное обсуждение этой темы», - сказала Скоробогатова.

Сотрудники ЦБР в январе уже тестировали интеграцию с иранской платежной системой .

ЦБР возлагает надежды на цифровой рубль, который поможет в развитии трансграничных расчетов. Тестирование цифрового рубля в операциях с реальными клиентами начнется с 1 апреля 2023 года.

«По цифровому рублю у нас в пилот заявлялись 15 банков, к апрелю, мы видим, что у нас выходят технически готовыми 13 банков. Напомню, что мы с точки зрения пилота делаем его в режиме friends and family. Это означает, что мы с 13-ю банками определяем круг физических и юридических лиц, которые с нами будут тестировать операции, но на реальных цифровых рублях. То есть будут реальные цифровые рубли и реальные клиенты», - сказала Скоробогатова.

ВТБ сообщал, что в рамках этого этапа тестирования проведет испытание на сотрудниках .

Банки смогут открывать клиентам кошельки цифрового рубля не только в своих мобильных приложениях, но и через другие онлайн-каналы банковского обслуживания, в том числе через интернет-банки, сказала Скоробогатова, отвечая на вопрос, будет ли доступен альтернативный способ открытия кошельков для банков, чьи приложения были удалены из магазинов.

ЦБР также работает над разработкой модели расчетов с «дружественными» странами с использованием цифрового рубля.

Регулятор будет развивать обслуживание клиентов банков по биометрии.

«Чтобы у банков была возможность быстро делать сервисы с биометрическими данными, банкам будет предоставляться в виде векторной схемы информация обо всех образцах и банки смогут выстраивать свои процессы, не обращаясь к Единой биометрической системе», - сказала Скоробогатова.

В 2023 году ЦБР займется совершенствованием процесса сбора биометрических образцов в банках.

Появится мобильное приложение для сдачи биометрии, что позволит развивать новые сервисы: дополнительный фактор при аутентификации на портале Госуслуг, выпуск электронной подписи в приложении Госключ и ФНС России, получение Fan ID, биоэквайринг, подтверждение оплаты через интернет, проход в метро.

ЦБР также через три месяца предложил банкам схему для удаленной идентификации нерезидентов, что упростит взаимодействие и операции с ними.

«С точки зрения трансграничной идентификации, либо это вариант, например, создания отдельного сегмента в Единой биометрической системе для нерезидентов. Тогда нужно понять, что мы будем брать как IT с той стороны», - сказала Скоробогатова.

«Вторая тема - разрешение видеосвязи и подтверждения по видеосвязи, но здесь у нас есть много вопросов с точки зрения безопасности», - добавила она. (Елена Фабричная)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку