В падении проиводства легковых автомобилей в России до минимума со времен правления Леонида Брежнева виноваты западные партнеры, которые нарушили взятые на себя обязательства, заявил президент РФ Владимир Путин.
«Они повели себя в высшей степени некорректно, нарушили все свои обязательства. И у нас падение в автомобильной промышленности составило свыше 60%», — сказал во время общения с рабочими на заводе «Тулажелдормаш» Путин (цитата по ТАСС).
Однако текущих мер поддержки автопрома достаточно, чтобы увеличить производство автомобилей в России, отметил Путин. По его словам, дополнительная поддержка приведет лишь к тому, что цены на автомобили вырастут. При этом он пообещал сохранить льготы при покупке автомобиля для «отдельных категорий граждан».
«В целом генеральный путь решения этой проблемы — это кратное увеличение выпуска наиболее востребованных автомашин», — заключил Путин, выразив уверенность, что правительство этого добьется.
После начала войны в Украине в России приостановили работу заводы всех иностранных автопроизводителей. Многие из них позднее объявили об уходе из страны и продаже активов. В том числе остановились конвейеры на заводе Volkswagen и «ПСМА Рус» в Калуге, где собирали Peugeot, Citroen, Opel и Mitsubishi, Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в Подмосковье, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге. На бывшем заводе Renault в Москве и калининградской площадке «Автотор» организовали «отверточную» сборку китайских машин.
К концу 2022 года на российском авторынке осталось только 14 брендов из 60. Лишь три из них были отечественными: Lada, ГАЗ и УАЗ, а остальные — китайскими: Chery, Geely, Haval, Jac, Faw, Dongfeng, Changan, Exeed, Gac, Foton, Omoda.
По данным Росстата, в 2022 году в России было выпущено на 67% автомобилей меньше, чем годом ранее. Всего с конвейеров сошло 450 тыс. машин — минимальное число со времен первых лет правления Леонида Брежнева. Для сравнения: в 1970 году СССР выпускал 344 тыс. автомобилей в год, а в 1975 году, после запуска заводов в Горьком и Тольятти, уже 1,2 млн.
За январь — февраль 2023 года российские заводы произвели всего 53,9 тыс. машин, что на 73,5% меньше, чем за тот же период 2022 года, подсчитало агентство «Автостат».
Вслед за падением производства упали и продажи новых автомобилей — в феврале они рухнули на 62,5% относительно аналогичного периода прошлого года. Всего была продана 41 851 машина. На первом месте по продажам остается Lada Granta с результатом в 16 257 штук, на втором — Lada Niva (6631 штук), а замыкает тройку китайский Haval Jolion (2445 штук).
В 2023 году АвтоВАЗ займет 48–50% рынка, а доля китайских марок превысит 25%, прогнозировали аналитики Промсвязьбанка. Но если у России не получится восстановить собственное производство, то доля «китайцев» вырастет до 70%, предупреждает ассоциация «Российские автомобильные дилеры». Правительство ожидает полное восстановление российского автопрома к 2026 году и рост продаж автомобилей до 1,5 млн штук в год.