Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Почему власти не стали блокировать счета уклонистам и стоит ли этого ждать?

Военкомат в Воронеже
Военкомат в Воронеже Михаил Сергеев / ТАСС

На прошлой неделе Путин подписал поправки об электронных повестках: теперь повестка будет считаться врученной с момента размещения в личном кабинете на «Госуслугах», а тем, кто получил повестку, закроют выезд из страны. Кроме того, поправки запрещают регистрацию ИП и самозанятости, продажу и покупку недвижимости и транспортных средств, а также оформление кредитов тем, кто спустя 20 дней после получения повестки не явился в военкомат.

Опрошенные The Moscow Times эксперты удивлены, что в пакет не вошла блокировка банковских счетов и карт. Многие считают, что этого следует ожидать в ближайшее время. 

«Конечно, блокировка — очевидный вариант. Я поставил бы на то, что это наверняка будет происходить», — говорит экономист Вячеслав Иноземцев, добавляя, что это хороший способ остановить «утечку денег» за границу: те призывники, кто уже покинул страну, с заблокированной картой не смогут переводить деньги на собственные зарубежные счета. Иноземцев считает, что этой меры не было среди поправок только потому, что в спешке её не успели добавить. Например, отмечает он, после текущих поправок тем, кто не явился по повестке, нельзя создавать новые ИП, но можно пользоваться созданными. «Как только процесс будет запущен, в том же темпе примут и следующие поправки, — уверен Иноземцев. — А блокируя счета, можно сделать всю официальную удаленку бессмысленной — заказчики не будут платить на карты жен или бабушек, потом не докажешь [что оплата была получена]. Так что если задача в том, чтобы заставить людей сдаться и прийти [в военкомат], закрытие счетов и карт — явно необходимая мера.

О возможности блокировки карт призывников власти, скорее всего, уже думали. И спешка — не единственное возможное объяснение тому, почему их в итоге не приняли. «Очевидно, что Минобороны и региональные власти, ответственные за мобилизацию, будут лоббировать всяческое ужесточение для мобилизуемых, включая и методы воздействия через блокировку банковских карт, — поясняет политолог и публицист Аббас Галлямов. — Структуры же, ответственные за устойчивость финансовой системы, — в первую очередь правительство и ЦБ - будут настаивать на том, что подобных вещей делать нельзя». 

В сентябре министр обороны России Сергей Шойгу оценил «мобилизационный ресурс» страны в 25 млн человек — опасность блокировок в том, что сама такая угроза может заставить миллионы оставшихся в России военнообязанных массово снимать деньги со счетов. «Окончательное решение [о том, вводить ли блокировки] будет принимать Путин», — заключает Галлямов.

Не так важно, почему блокировок нет в последних поправках, добавляет бывший замминистра финансов и первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко. «Может, не договорились — готовы или не готовы; может, ещё какие-то причины. Но это реалистично и этого стоит опасаться, даже если это пока не прописано в законе». 

 

Директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев отмечает, что такую меру могли не ввести или отложить из-за сложности реализации:«Думаю, что заблокировать счет человеку — лишить его пропитания, возможности платить налоги и коммуналку непросто: это включает частных агентов (банки), это сложно администрировать». Из комментария юристов следует, что даже действующие ИП заблокировать невозможно, остановить можно только юридические действия по созданию новых». 

Сейчас банк может заблокировать карту клиента по многим причинам. Например, если государство обвиняет его в экстремистской деятельности или терроризме или если счет был арестован судебными приставами из-за долгов. Также банк может временно заблокировать счет, если получит от Росфинмониторинга данные о том, что этот счет является подозрительным или мошенническим. В некоторых случаях банк может блокировать не счет, а только карту — если сочтет, что деньгам клиента угрожает опасность.  

Создатель проекта «Идите лесом», помогающего россиянам уклоняться от мобилизации, Григорий Свердлин, рассказывает, что пока обращающиеся в проект призывники не рассказывали о блокировках. «Очевидно, что от нынешней российской власти можно ожидать чего угодно, в том числе и блокировки банковских счетов, всё-таки сначала, как мне кажется, мы увидим изменения законодательства, которые подготовят для этого почву, а потом уже и практику», — рассуждает он. При этом Свердлин считает такие меры избыточными: по его мнению, новые поправки уже достаточно жесткие, после их принятия у военкоматов и так не должно быть больших проблем с тем, чтобы набирать нужное им число мобилизованных. 

Принятый на прошлой неделе пакет поправок также предусматривает создание единого реестра военнообязанных. Данные для этого реестра будут передавать в том числе суды, больницы и поликлиники, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, ЦИК и высшие учебные заведения. Массовая мобилизация официально сейчас не идет, но Путин так и не подписал указ о ее завершении, хотя заявлял об этом на словах. В итоге властям ничего не мешает возобновить мобилизацию в любой момент, даже не объявляя об этом отдельно.

«Если же начнутся даже какие-то точечные блокировки, то это всё равно приведёт к огромному оттоку денег с банковских счетов — люди будут просто класть наличные под подушку, это невыгодно самой финансовой системе, — рассуждает Свердлин. — Но это не значит, что такого не может произойти вовсе: наша власть любит стрелять себе в ногу». 

 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку