Вслед за сокращением потребления еды и товаров россияне стали меньше обращаться в микрофинансовые организации (МФО) за займами «до зарплаты».
Спрос на них перед майскими праздниками упал на 3–6%, пишет «Коммерсант» со ссылкой на участников рынка. При этом ранее конец апреля был одним из пиковых сезонов для сегмента микрофинансирования, поскольку россияне готовились к длинным выходным.
Так, например, в компании «Лайм-Займ» с 24 по 30 апреля получили 49,4 тыс. заявок на выдачу микрозаймов, что на 6% ниже, чем в период с 24 по 30 марта. В 2021 году в этот же период рост составлял 11%, отмечает управляющий директор «Лайм-Займ» Олеся Кисилева.
Число обращений за новыми займами в конце апреля упало на 3%, говорит директор по рискам ГК Eqvanta Ион Болобошенку. «На фоне перехода к сберегательной модели поведения россияне стараются минимизировать траты на второстепенные нужды, к которым относятся праздничные расходы», — объясняет он.
В MoneyMan количество заявок перед майскими праздниками снизилось на 5% год к году, подтвердил тенденцию директор по маркетингу компании Андрей Грезнев. В Webbankir объем выдач в апреле вырос на 3,4%, но рост замедлился по сравнению с прошлым годом, когда показатель достигал 5,2%, рассказал гендиректор компании Андрей Пономарев.
В «Лайм-Займ» отметили, что вместе с падением спроса средний чек займа вырос, а наиболее заметный рост показали выдачи среднесрочных кредитов. «Общая тенденция для МФО сейчас — увеличение среднего срока при неизменной сумме микрозайма. По данным Банка России, средний чек в розничных микрозаймах порядка 13 тыс. руб. (не индексируется уже два года)», — говорит директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Иван Уклеин.
По его словам, ограничение предельной ставки микрозаймов с 365% до 292% годовых с 1 июля потребует «очередной точной настройки продуктовой линейки МФО».
Ранее Росстат сообщил о падении оборота розничной торговли в РФ на 7,3% в первом квартале 2023 года. Продажи продуктов снизились на 3,4% год к году, а непровдольственных товаров — на 10,6%. В реальном выражении — с учетом накопленной инфляции — оборот российской розницы упал ниже уровней 2011 года, подсчитали аналитики MMI.
«Население сохраняет относительно скромный аппетит к внутреннему потреблению и пытается растянуть во времени использование уже имеющихся товаров длительного пользования», — пояснила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.