Финансовые и экономические власти России признали необходимость сокращения расходов в условиях бюджетных ограничений и ужесточающейся конкуренции за деньги казны.
Растущие военные расходы на фоне «спецоперации» Москвы в Украине и расширяющиеся западные санкции, сокращающие доходы России от поставок энергоносителей, вынуждают власти искать решения, как сдержать раздувающийся дефицит бюджета, который по итогам пяти месяцев 2023 года составил 3,41 триллиона рублей, или 117% годового плана.
Собравшиеся в четверг на традиционную макросессию Петербургского форума главы Минфина, Минэкономразвития, Центробанка и экономического блока Кремля говорили о секвестре бюджета и обсуждали варианты, как лучше сократить расходы.
Тему поднял министр экономики Максим Решетников. По его словам, в условиях жестких бюджетных ограничений конкуренция за государственные ресурсы будет возрастать и государству нужно определяться с приоритетами.
«Нам придется приоритизировать бюджетные расходы. А приоритеты - это не только, что мы делаем. Это еще и ответ на вопрос, что мы не делаем. И это вопрос ближайших месяцев, когда нам придется честно сказать, какие отрасли могут и должны развиваться самостоятельно», - задал тон дискуссии Решетников.
Любимую тему неэффективных госрасходов подхватил министр финансов Антон Силуанов, по словам которого, «есть много чего трансформировать».
«У нас очень много таких трат, которые 100 лет не пересматривались. Они сидят у нас в голове, что это незыблемо. Ничего сейчас незыблемого нет. Все это нужно заново пересмотреть, это большой ресурс», - сказал он.
В качестве неэффективных бюджетных расходов он привел в пример субсидии государственным компаниям.
«Мы вроде все правильные слова говорим, а действуем по старинке. Например, решаем задачу - технологическая трансформация, значит надо денег из бюджета. И мы даем деньги на создание производственных мощностей - станки покупаем, а потом сами же покупаем эту продукцию. Платим дважды. К сожалению, у нас у всех такая парадигма в головах сидит, наверное еще с советского времени», - объявил глава Минфина.
По его словам, власти раздувают госсектор, а не стимулируют спрос и бизнес создавать производства.
«Нужно менять эту логику. Государство должно спрос создавать, а станки делать - бизнес. И тогда будет меньше доли государства в экономике».
«Сейчас, когда мы видим элементы перегрева экономики, увеличивать бюджетный стимул, расходы, дефицит - это как масло в огонь подкидывать. Это инфляция, (высокие) ставки, этого нельзя допустить», - заключил Силуанов.
Правительство должно изменить структуру бюджетных расходов, согласился помощник президента РФ по экономическим вопросам Максим Орешкин.
«Действительно, самое время отказаться от расходов, которые неэффективны, не помогают структурной трансформации и избыточны, не повышают конкуренцию», - сказал Орешкин.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина предупредила, что властям в ближайшие годы придется выбирать между сокращением расходов и повышением налогов: «надо решиться либо на то, либо на другое, иначе не бывает».
По ее словам, «нужна жесткая работа по приоритизации расходов, мы не можем всё и вся финансировать».
«Мы путаем активность государства в условиях кризиса, которая должна быть, с тем, что мы хотим постоянно управлять экономикой. И вот этот соблазн управлять структурной перестройкой экономики может привести к тому, что мы подавим частную инициативу, я уже не говорю о риске реставрации плановой экономики... Государство достаточно у себя сконцентрировало право принимать решения, какое производство и какие проекты нужно развивать и куда направлять финансовые ресурсы вместо частной инициативы. На мой взгляд, это большой риск», - сказала Набиуллина.
«Мы же это проходили: если бюджетные расходы на производство и проекты растут масштабно, тогда предприниматель думает, что гораздо эффективнее добежать и получить льготы, чем проявить себя в конкуренции и повышать производительность. И это означает не отбор самых эффективных», - указала она.
Решетников описал два пути сокращения расходов.
«Есть прямой и жесткий путь, в который мы обычно не ходим - определиться с теми программами, которые нужно закрыть, и перераспределить деньги. И есть путь »Или желаете помучиться?«, когда мы просто все режем пропорционально, а потом на приоритеты добавляем. И то, и другое - это приоритизация, просто разные несколько процессы с разными эффектами», - сказал Решетников, предположив, что в конечном итоге правительство выберет гибридный вариант.
Набиуллина предостерегла правительство от фронтального сокращения всех расходов:
«Это мы нигде не достигнем результата, а деньги будут потрачены. Хоть этот вариант и самый безболезненный - вроде никого не обидели, но самый худший с экономической точки зрения».
Проект нового бюджета на следующий год Минфин должен подготовить к осени.