Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Гимн пришлось петь в лесу: как барды внезапно провинились перед властями

Знаменитый Грушинский фестиваль, лояльное бардовское мероприятие с президентским грантом, вдруг привлек дискредитационное внимание депутата Хинштейна. За отсутствием настоящих противников дозорному режима приходится изобретать мнимых.
Бардовская песня никогда не отличалась особенной смелостью и декларированной оппозиционностью
Бардовская песня никогда не отличалась особенной смелостью и декларированной оппозиционностью Грушинка / VK

Дважды в течение одной недели охранителям померещились призраки, черная кошка в темной комнате. Первый раз это случилось с призраком беглого иноагента Моргенштерна, который внезапно появился на VK-фесте в Петербурге, спев со сцены знаменитый хит «Кадиллак»: «Сотни сук хотят ко мне…». И только когда все вдоволь повозмущались («Враг пляшет на костях наших героев, которые сражаются за Отечество»), выяснилось, что никакого Моргенштерна не было. Пел Элджей, который на Моргенштерна не похож даже внешне.

Второй раз нечто подобное произошло на Грушинском фестивале. Бардов обвинили в том, что они не дают патриотам петь патриотические песни про войну. Как сообщает в патриотической сети «В контакте» некто Михаил Чудаков, гимн России патриотам пришлось петь в лесу. Гимн! России! В лесу!

Разумеется, стоя.

«Дважды пел песни для Путина»

По словам Чудакова, его друзей, «лауреатов сцены “Победа”», не допустили к участию в главном концерте. Среди них — музыкант из Мариуполя Сергей Ковалев, который хотел выступить с песней «За победу». Ему сказали, что его музыка — неформат. Ну и дальше, как полагается: «суки», «лицемерные дряни», «бегите, пока Казахстан рядом».

Хотя что может случиться с Казахстаном? Переедет в Австралию?

Казалось бы, причем тут Хинштейн? Но если забить в поисковик «проверка по инициативе хинштейна», он выдаст:

«Силовики проверят на предмет нацизма пост самарских чиновников в «Твиттере»;

«Хинштейн анонсировал проверки онлайн-курсов»;

«По инициативе Хинштейна судят пермского блогера».

И так далее. Есть там и Моргенштерн:

«Хинштейн инициирует проверку в связи с выступлением аниматоров в образах рэпера Алишера Моргенштерна».

Это только первые выдачи. А лидер сейчас — проверка Грушинского фестиваля. К возмущенному посту Чудакова депутат Хинштейн добавил новые детали и попросил прокуратуру разобраться. По его данным, организаторы фестиваля, пытались отменить выступление Михаила Калинкина (но не смогли), после чего бард Олег Митяев в знак протеста не вышел на сцену. «А в момент исполнения Калинкиным песни “Нам нужна одна победа”, часть столичных бардов, включая Хомчик, демонстративно осталась сидеть. Не встал и президент Груши Борис Кейльман».

А между тем:

«Из Фонда президентских грантов на проведение фестиваля выделено 29 млн рублей. Не считая средств из регионального бюджета и гранта Росатома».

И все бы хорошо, дискредитация налицо. Только, похоже, ничего этого не было. Вот что рассказала журналистам «Осторожно Media» Галина Хомчик, человек, судя по всему, абсолютно лояльный: «Я член большого жюри, худсовета и оргкомитета, который утверждает программу в Минкульте, согласовывает сценарий. Мы как дисциплинированные ведущие должны были его придерживаться». По ее словам, выступление Калинкина вставили в программу в последний момент по просьбе губернатора. А Митяев мог не выйти на сцену по тысяче разных причин. Например, плохо себя почувствовал или потерял голос.

Действительно, трудно ждать антивоенной эскапады от барда, который ни в чем таком не замечен. Наоборот: по его собственным словам, дважды пел песни для Путина.

Можно, конечно, усомниться в искренности слов Хомчик. В конце концов и в комментариях пишут:

— Пусть Хомчик и компания в Израиле фестивалят!

И следом:

— А Хинштейн молодчина!

Где там предатели

Но есть другой свидетель событий и даже их непосредственный участник. В звании подполковника. Зампред правления Союза десантников России. Уж ему невозможно не верить. Это бард Михаил Калинкин. На фестивале он руководил сценой «Za Победу», на которой выступили 135 (!) участников. «И нам никто ничего не запрещал!».

Калинкин говорит:

«Я сам военный! У меня два высших образования. Я всю жизнь занимаюсь патриотикой... Но бросаться в крайности и мазать все черной краской не буду! В последний день фестиваля к нам пришел губернатор Самарской области и пригласил выступить на плавучей сцене в форме гитары. И тут произошло что-то фантастическое: когда я оказался перед зрителями и попросил их включить фонарики и телефоны всех, у кого воевали или воюют родственники, это сделала вся Гора!»

Что не нравится Хинштейну, неясно.

И Поплавской. Телеведущая Яна Поплавская назвала организаторов фестиваля врагами и предателями. «Такое даже в страшном сне представить невозможно! Мы боремся с внешними врагами, но как мы их победим, когда враг среди нас? За кого погибают наши дети и мужья, за этих врагов своего же народа?! Чтобы Грушинский фестиваль, который в глазах россиян — самое искреннее событие, объединение поэтов, музыкантов, олицетворяющий любовь к Родине, мог оказаться в руках предателей? Не дождетесь!».

Предатели. Zа победу.

Кстати, для справки: сцена «Победа» на Грушинском фестивале существует с 2003 года.

И еще один примечательный факт.

В этом году на Груше — делегация бардов из Мариуполя. «КП» рассказывает, что они всем довольны:

— Давно мечтали здесь побывать. Нас тепло встретили. Мы все вместе, единая семья.

«Также гости из Мариуполя отметили высокий уровень организации фестиваля. Им понравились и локации, и программы. Они поблагодарили организаторов за созданный праздник».

Хотелось в застой, попали на войну

А теперь давайте разберемся, что произошло, проанализируем ситуацию.

Грушинский фестиваль существует 55 лет, в этом году он проходил в 50-й раз. «Груша» появилась на заре брежневского застоя и, в сущности, всегда была застойным явлением.

В нулевые менеджеры по продажам и сотрудники городской администрации ездили на фестиваль «Нашествие», нажирались и горланили хором Чижа, Галанина, «КиШ»: «Разбежавшись, прыгну со скалы…» Кому-то даже казалось, что это оппозиция правящему режиму. Как минимум руководству отдела.

А к понедельнику приводили себя в порядок и возвращались в офисы делать свое грязное дело.

Примерно так же поступали сотрудники советских НИИ в 1970-е. Ездили на слеты авторской песни, пели там хором «Солнышко мое» и всякое такое душевное. Ну и нажирались, чего уж там.

Прошло много лет, но люди продолжали жить прошлым. Статистика: в 2006 году число гостей Грушинского фестиваля превысило 200 тысяч. В 2,5 раза больше, чем полные «Лужники».

Как сделали бы умные люди, если б они нашлись среди путинских пропагандистов? Сказали бы, что песня Митяева «Как здорово, что все мы тут сегодня собрались!» — о том, как народ в едином порыве сплачивается вокруг Путина после ужасного мятежа Пригожина. Но для этого надо хоть немножко уважать свой электорат и задумываться, что у него в голове.

А там вовсе не то, что кажется Хинштейну, Прилепину, Соловьеву и другим «героям спецоперации». Народ мечтал (и не особо скрывал это), чтобы его перенесли на машине времени на 50 лет назад, в застойные годы. Относительно благополучные, без потрясений, без политики, без ответственности за будущее страны.

Но в машине времени что-то щелкнуло, неправильно сработало, задымилось, и народ оказался вместо 1972-го в 1942-м, да еще не с той стороны. Но верить в это не хочется. Им продолжает казаться, что они смотрят брежневский фильм о войне. Какой-нибудь «Горячий снег» или «Батальоны просят огня». Восприятие реальности примерно на этом уровне.

«Когда я ездил выступать перед мобилизованными, — говорит Михаил Калинкин, — они сказали: «Дорогие друзья! Передайте в тылу, что у нас все нормально. Дожмем! Только, пожалуйста, не надо устраивать новых революций».

Это самое главное.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку