В документах есть вежливая оговорка, что запрет касается только деятельности иностранной НКО на территории России, но совсем нет (и, видимо, не может быть) никаких разъяснений, что будет пониматься под «участием в деятельности».
Широкие и размытые квазиюридические формулировки — уже давно крепкий признак российского нормотворчества.
Что предлагается конкретно?
В закон «О некоммерческих организациях» внести запрет для граждан и организаций участвовать в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, если сведения об организации отсутствуют в реестре Минюста России. (Эти сведения должны быть размещены на официальном сайте ведомства в интернете.) Тем самым, как следует из пояснительной записки к законопроекту, российское законодательство урегулирует порядок участия российских лиц в деятельности иностранных НКО.
Но заодно законопроект ужесточает и без того сложный процесс регистрации структурных подразделений иностранных НКО: предлагается увеличить количество поводов для отказа. Например, если иностранная НКО была зарегистрирована в России, но ее исключили из реестра в связи с нарушением законодательства, то три следующих после исключения года НКО не сможет даже подать документы на новую регистрацию. Это ситуация Amnesty, Human Rights Watch, фонда Наумана и пр.
Если проект закона примут, то ни государственные, ни муниципальные служащие не смогут входить в попечительские или наблюдательные советы иностранных НКО, в органы управления этих организаций. Им также запретят заниматься оплачиваемой деятельностью в этих организациях. Это значит, что муниципальный депутат, уехавший из России и создавший небольшую иностранную НКО, может автоматически получить административное наказание, если сочтут, что его деятельность связана с Россией, а иностранная НКО (предсказуемо) не имеет зарегистрированного филиала в России.
Бустер для уголовного преследования
Другие два законопроекта представляют собой развитие ограничительных механизмов. Сочиняются новые административные и уголовные статьи. Изменения в КоАП РФ устанавливают административную ответственность за участие в деятельности незарегистрированной в России иностранной или международной НКО.
Законопроект предлагает ввести новое правонарушение — статью 19.34.2. За его совершение предусмотрен штраф: от 3000 до 5000 рублей для граждан; от 20 000 до 50 000 рублей для должностных лиц и от 50 000 до 100 000 рублей для организаций. В случае иностранца и человека без гражданства участие в деятельности незарегистрированной иностранной НКО на территории страны наказывается штрафом от 30 000 до 50 000 рублей с административным выдворением за пределы России или без такового. (Если бы они придумали, куда выдворить лицо без гражданства, то это непременно было бы включено в проект закона).
Уголовную ответственность (предлагается статья 330.3 УК РФ) возникает после двух в течение года административных наказаний за участие в деятельности незарегистрированной иностранной НКО.
Но не только. Можно обойтись без «административного бустера» — уголовная ответственность возникает сразу же, если человек ранее был осужден за уклонение от обязанностей «иностранного агента» (ст. 330.1 УК РФ) или за осуществление деятельности «нежелательной организации» (ст. 284.1 УК РФ).
Наказание растет: штраф может достигать 200 000 рублей или размера дохода за два года, либо могут быть назначены обязательные работы на срок до 200 часов, либо принудительные работы на срок до двух лет с ограничением свободы на этот же срок, либо лишение свободы на срок до двух лет.
Наказание еще суровее, если человека привлекают не за участие, а за организацию деятельности незарегистрированной НКО в России. Наказание не предполагает штрафа. Ассортимент другой — обязательные работы на срок до 360 часов, принудительные работы на срок до трех лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо лишение свободы на срок до трех лет (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового). Граница потенциального срока лишения свободы до трех лет относит это преступление к категории преступлений средней тяжести.
Квазинежелательные организации
Эти законопроекты копируют законодательство о нежелательных организациях и фактически направлены на изгнание из России иностранных НКО. Предлагается та же схема: запрет на деятельность (не через признание нежелательной организацией, а через обнаружение какого-либо нарушения российского законодательства и ликвидацию) и наказание для граждан за сотрудничество с такой организацией.
Все это — еще один уверенный и добровольный шаг в сторону самоизоляции страны и превращения несогласных в инакомыслящих. И, как водится, диссидент должен отправиться в лагерь. За неимением 58 статьи советского Уголовного кодекса используется бустер из административных наказаний, за которым автоматически следует уголовная статья.
И практично, и выглядит цивилизованно.
Предлагаемые нововведения при декларируемой попытке ввести порядок в регулировании на самом деле создают новые препятствия в реализации права на свободу объединений в России. Это в очередной раз происходит вопреки оставшимся у России международным обязательствам, как минимум, предусмотренным Международным пактом о гражданских и политических правах. Новые правила, предлагаемые законопроектами, представляют собой если не завуалированный запрет на деятельность иностранных некоммерческих организаций, то устанавливают жесткие требования для получения разрешения и сотрудничество с ними.
Российское законодательство и сейчас устанавливает высокие и строгие рамки не только для деятельности международных и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, но и для самого существования таких организаций в России. Это в равной степени касается организаций, как занимающихся правами человека, так и других организаций.