Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

В России взлетели цены на грузоперевозки

Андрей Никеричев / Агентство «Москва»

Спрос на автоперевозки грузов внутри России за полгода вырос на 61%, что привело к увеличению их стоимости до 38%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные биржи ATI.SU.

Как отмечает коммерческий директор SOTA Logistic Кирилл Латинский, одной из причин резкого подорожания услуг стал дефицит водителей категории Е. По его оценкам, нехватка достигла 26%, и это «провоцирует рост зарплат». «Сейчас непросто найти водителей на дальние магистрали даже за 190–200 тыс. рублей. Доля затрат на персонал в перевозках составляет около 25–30%», — добавляет он.

Также, по словам Латинского, имеются проблемы с техникой, особенно универсальными четырехосными контейнерными площадками и тентованными полуприцепами 110 кубометров. Он поясняет, что «значительное количество транспорта» было переведено на аннексированные территории — в «ДНР», «ЛНР», Запорожскую и Херсонскую области Украины, «так как оплата там выше».

Гендиректор транспортной компании Delko Санджар Ашуралиев подтверждает рост стоимости логистических услуг по России. Он связывает это с подорожанием автотехники, а также с изменением цепочек поставок из-за санкций, что «осложняет поиск и закупку запасных частей». Последнее, в свою очередь, сказывается на стоимости сервисного обслуживания.

Ашуралиев прогнозирует, что на фоне этих факторов, обвала рубля, а также дефицита магистральных тягачей и профессиональных водителей, в третьем квартале 2023 года стоимость грузоперевозок вырастет еще как минимум на 15–20%.

Он также напоминает, что с 1 августа власти повысят утилизационный сбор, таким образом фуры подорожают еще на 600 тыс. рублей. По его словам, сейчас средний возраст парка составляет 20 лет, при этом техника продолжает выбывать, а рынок испытывает острый дефицит магистральных тягачей. Грузовики из Китая пока не смогли удовлетворить потребности перевозчиков, а уже имеющиеся простаивают из-за сложностей с поставками запчастей, говорит он.

Старение парка в России требует ежегодной замены около 20–25 тыс. автомобилей, уточняет директор по развитию бизнеса FM Logistic в России Алексей Мисаилов. Во втором полугодии он ожидает увеличения стоимости перевозок до 30%, в том числе на фоне традиционного роста спроса. Мисаилов добавляет, что вымывание парка «дефицитных» тягачей провоцирует спекуляции с тарифами, что уже можно наблюдать «в ряде районов Поволжья и Северо-Западного округа».

По словам гендиректора ООО БВГ (дистрибьютор коммерческого транспорта и спецтехники) Александра Цыпина, общая потребность в магистральных тягачах составляет порядка 40 тыс. штук. При этом немедленной замены требуют 6,5 тыс. грузовиков старше 20 лет, а также 3–6 тыс. автомобилей, которые выведены из эксплуатации из-за нерентабельности ремонта или юридических проблем. Помимо этого, 15 тыс. фур недопоставили в 2022 году.

Если покупать технику в Китае, то в зависимости от типа один магистральный тягач обойдется в 850–950 тыс. юаней. Еще осенью прошлого года такой грузовик можно было приобрести в среднем за 7,6 млн рублей, но при курсе 12,5 рубля и новой ставке сбора стоимость вырастает на 55%, до 11,8 млн рублей, подчеркивает Цыпин. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку