Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

РФ удвоила поставки топлива в Центральную Азию в 23г вслед за релокацией бизнеса

МОСКВА, 19 июл (Рейтер) - Россия в первой половине 2023 года нарастила железнодорожные поставки моторного топлива в страны Центральной Азии, Афганистан и Монголию в 1,7 раза по сравнению с январем-июнем 2022-го до 3,2 миллиона тонн, по данным экспедиторов и трейдеров.

Рост поставок произошёл по мере увеличения спроса на топливо в центральноазиатском регионе из-за укрепления экономики, увеличения грузоперевозок, диверсификации транспортных и транзитных маршрутов, притока туристов, а также благодаря положительной динамике производства в РФ.

Центральная Азия выигрывает от релокации российского бизнеса, увеличения денежных переводов и восстановления экономики после ковидных ограничений в Китае, говорят участники рынка.

По прогнозу Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), рост экономики в странах Средней Азии в 2023 составит порядка 5% на фоне перемещения российского бизнеса.

Вице-президент Всемирного банка (ВБ) Анна Бьерде в ноябре прошлого года оценивала темпы роста ВВП стран Центральной Азии в 2023 году 3,9%, сообщалось в узбекских СМИ.

Наиболее активное перемещение предприятий из РФ наблюдалось в Казахстан. Так, в мае этого года замминистра иностранных дел Казахстана Алмас Айдаров, слова которого приводят казахстанские СМИ, заявил о релокация 25 компаний и 67 предприятий, выразивших желание переехать.

По данным экспедиторов, в первой половине 2023 года поставки российского автобензина в Центральную Азию, Монголию и Афганистан выросли на 78% в годовом выражении до 1,35 миллиона тонн, авиакеросина - на 77% до 0,303 миллиона тонн, дизтоплива - на 63% до 1,58 миллиона тонн.

По сравнению с первым полугодием доковидного 2019 года, поставки автобензина увеличились в 2,5 раза, авиакеросина - в 1,9 раза, дизтоплива - на 37%.

К основными потребителями российского автобензина - Монголии и Киргизии, доли которых в общем объеме в январе-июне текущего года составили 24% и 25% соответственно, прибавились Афганистан (18%) и Узбекистан (19%).

В Узбекистан поставляется не только традиционные марки Аи-92 и Аи-95, но и вышедший из оборота в России автобензин А-80.

Таджикистан нарастил импорт автобензина из РФ за рассматриваемый период на 70%, дизтоплива - на 38%, частично спрос на продукт был удовлетворен поставками узбекского продукта с нового завода Uzbekistan GTL.

По оценке источника в торговой компании Таджикистана, часть нефтепродуктов поставлялась из Киргизии реэкспортом (автотранспортом), но в этом году железнодорожные поставки выросли после закрытия в 2022-м границ между странами, взяв на себя часть прироста показателей, при этом поставки в Киргизию выросли менее значительно (на 9-10%).

Минтранс Таджикистана сообщил, что за первый квартал текущего года грузоперевозоки всеми видами транспорта увеличились в годовом выражении на 10,8%, грузооборот - на 14,2%, пассажирские перевозки - на 11,3%, а пассажирооборот - на 17,6%.

Афганистан нарастил поставки бензина из РФ, в том числе для реэкспорта в Пакистан, по данным трейдеров. Власти страны заявляли о потребности поставки нефтепродуктов в объеме 4 миллионов тонн в год, а осенью прошлого года подписали соглашение с РФ о поставках 1 миллиона тонн бензина, 1 миллиона тонн дизтоплива и 500.000 тонн сжиженного углеводородного газа.

Лидером по закупке российского авиакеросина в первом полугодии текущего года стал Казахстан, доля которого от общего объема составила 57%. Росту импорта способствовали низкие по сравнению с казахстанским продуктом цены, что в итоге привело к затовариванию резервуаров и введению запрета на поставку керосина из РФ, действовавшего с 14 июня по 14 июля.

Крупным импортером российского дизтоплива в регионе является Монголия с долей за январь-июнь этого года 37% или 0,581 миллиона тонн. Кроме того, российское дизтопливо импортировали Киргизия (17%), Казахстан (19%) и Таджикистан (13%).

ЦЕНЫ

Оптовые партии автобензина Аи-92 подорожали в июне по сравнению с январем для стран Центральной Азии в среднем на 55% на погранпереходе Сары-Агач без местных налогов: для Таджикистана - до $710-750 с $460-$475 за тонну, Киргизии - до $660-700 с $420-$450 за тонну, Узбекистана - до $720-760 с $475-$490 за тонну, по данным Refinitiv.

Партии летнего дизтоплива для Центральной Азии, напротив, подешевели в среднем на 23%: для Таджикистана - до $640-$680 c $855-$880 за тонну, для Киргизии - $600-$660 за тонну с $790-$820 за тонну.

Ниже представлены графики поставок моторного топлива из РФ в Центральную Азию :

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку