Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Made in Russia: Как китайские автопроизводители завоевывают российский автопром

МОСКВА, 20 июл (Рейтер) - Мэр Москвы Сергей Собянин назвал начало производства автомобиля под советским брендом Москвич в конце прошлого года «историческим событием», демонстрирующим устойчивость российского автопрома в условиях западных санкций.

Но обновленный Москвич можно считать и символом растущего влияния Китая на один из ключевых секторов российской экономики.

Автомобили, которые выпускаются на бывшем заводе французской Renault, полученного московским правительством за символическую сумму в один рубль, не имеют ничего общего с советскими Москвичами, а на деталях кузова и двигателя этого внедорожника видны логотипы китайской JAC Motors.

Два источника сказали Рейтер на условиях анонимности, что модель Москвич 3 - это JAC Sehol X4, собранный в Москве из машинокомплектов, которые приобретаются у китайского партнера.

Автомобили Москвич «производятся методом крупноузловой сборки (DKD) с постепенным повышением доли локализации», сообщил Москвич в комментарии Рейтер.

«Локализация производства постепенно растет, как и количество российских поставщиков, с которыми будет работать завод», - говорится в комментарии.

Компания планирует в конце 2023 года-начале 2024 года начать мелкоузловую сборку (CKD), подключить процессы сварки и окраски и привлечь российских поставщиков автокомпонентов.

«Для скорейшего старта этого этапа Москвич привлек иностранного партнера и наладил новые цепочки поставок», сообщила компания, но не назвала партнера и не подтвердила связи с JAC.

JAC не ответила на запрос Рейтер.

Китайские автопроизводители стремительно наращивают долю рынка в России через импорт автомобилей, извлекая выгоду из ухода западных компаний.

Но это не единственный путь прихода на рынок - китайские автопроизводители поставляют машинокомплекты для сборки автомобилей на российские заводы, освобожденные глобальными автоконцернами, такими как Renault и Nissan.

Две компании и четыре источника, знакомых с ситуацией, сказали Рейтер, что шесть заводов в России, ранее принадлежавших европейскими, японскими или американскими автопроизводителями или собиравшим их автомобили, теперь производят китайские модели или планируют это делать.

Министерство промышленности и торговли РФ не ответило на запрос Рейтер.

Политика Пекина, который не присоединился к санкциям Запада против Москвы в связи с вводом войск в Украину, оказалась прибыльной для китайских автопроизводителей. По данным агентства Автостат, продажи автомобилей их брендов в июне без учета машин под российскими брендами выросли до 40.000 штук, достигнув 49% российского рынка.

В июне 2021 года доля китайских брендов была на уровне 7% с продажами всего около 10.000 автомобилей.

По данным китайской таможенной статистики, экспорт легковых автомобилей в Россию в январе-мае 2023 года вырос в годовом отношении в 5,2 раза до $3,6 миллиарда, в том числе почти на $1 миллиард в апреле.

По данным Автостата, с начала производства было продано более 3.400 автомобилей Москвич, в том числе более 1.300 в июне.

Сейчас у китайских автопроизводителей есть уникальная возможность увеличить свою долю на рынке, заняв ниши, освобожденные западными компаниями, особенно в условиях дефицита, позволяющего продавать автомобили по высоким ценам, сказал независимый эксперт автомобильного рынка Владимир Беспалов.

Президент РФ Владимир Путин говорил ранее, что в 2020 году в автомобильной отрасли было занято около 300.000 человек.

Увеличение производства китайских автомобилей выгодно российскому автопрому, у которого появляется возможность возобновить производство и сохранить рабочие места, считает Беспалов.

«Какие-то технологии будут передаваться, и что-то будет локализовываться, но это будут не самые передовые технологии. Но с учетом того, что другого ничего нет - это уже немало».

ИМПОРТ МАШИНОКОМПЛЕТОВ

Россия в 2000-х годах стимулировала западных автопроизводителей к строительству заводов в стране, предлагая субсидии тем, кто увеличивает локализацию автокомпонентов.

В 2021 году в РФ было выпущено около 1,4 миллиона легковых автомобилей, что составило примерно половину от общей производственной мощности российского автопрома. Из-за ухода иностранных автопроизводителей в прошлом году объем производства сократился всего до 450.000, что стало худшим показателем отрасли со времен распада Советского Союза.

Автомобили, произведенные в России, теперь занимают менее 40% российского авторынка, по сравнению с 70-75% до начала конфликта в Украине.

«Безусловно экспансия китайских автопроизводителей на российский рынок будет продолжаться, альтернативы для российского автопрома нет», - сказал Рейтер глава автодилерского холдинга Автодом Андрей Ольховский.

Автодом, который купил завод Mercedes-Benz в Подмосковье, ведет «диалог о сборке автомобилей премиального бренда на заводе в Есипово с китайскими производителями», - сообщил он в комментарии Рейтер по электронной почте.

По его словам, технологический партнер может быть объявлен до конца года.

Поворот в сторону Китая - радикальная перемена в судьбе китайских автопроизводителей в России. Выпуск китайских автомобилей начался в России только в 2019 году с приходом компании Great Wall Motor.

Продажи автомобилей Haval, которые выпускаются на заводе в Тульской области, сейчас составляют почти 10% российского рынка. Great Wall отказалась от комментариев.

По данным Автостата за июнь, шесть из 10 крупнейших брендов по доле рынка в России принадлежат китайским автопроизводителям, таким как Haval, Chery и Geely.

МЕНЬШЕ ЛОКАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

Степень локализации китайских автомобилей, которые сейчас выпускаются в РФ, в основном ниже, чем это было у автомобилей западных автопроизводителей.

JAC также поставляет сборочные комплекты для легких коммерческих автомобилей (LCV) российскому автопроизводителю Соллерс на завод, который ранее производил фургоны Ford Transit, сказал другой источник.

В ноябре Соллерс сообщил о начале производства фургонов Атлант и Арго на своем заводе в Татарстане, но не назвала партнера.

Источник в одном из дилерских центров Соллерса сказал, что Атлант и Арго - ребрендированные версии моделей Sunray N25 и N35 от JAC: «Да, различия есть. Значки на руле и капоте».

Соллерс отказался от комментариев.

Крупнейший российский автопроизводитель Автоваз, который в октябре купил завод Nissan в Санкт-Петербурге, начал там производство своей модели Lada X-Cross 5s в сотрудничестве с компанией, которую он называет «восточным партнером».

Источник, близкий к компании, сказал Рейтер, что эта модель производится на базе Bestune T77 китайской FAW Group. FAW не ответила на вопросы Рейтер. Автоваз отказался от комментариев.

Автоваз объявлял ранее, что планирует начать локализацию производства в 2024 году с использованием комплектующих от поставщиков в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

С ОГЛЯДКОЙ НА ЮАНЬ

Когда в прошлом году западные компании ушли из страны, российские власти организовали поглощение иностранных активов подконтрольными государству структурами, позволив китайским компаниями выпускать свои автомобили на российских заводах.

Власти стараются публично не говорить о роли Китая в восстановлении автомобильной отрасли после того, как в прошлом году продажи машин упали на 59%, но обещают возрождать старые советские бренды.

«Первая ласточка — это Москвич в дополнение к Лада, за ним будет Волга, надеюсь, уже в следующем году», - сказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров в интервью агентству РИА Новости в июне, отвечая на вопрос о возрождении бренда Ока.

Российский Центробанк признает растущее влияние Китая в автопроме: в отчете, опубликованном в середине июля, говорится, что «на нескольких крупных производственных площадках в Центральной России и на Северо-Западе, находившихся в длительном простое в 2022 году, отечественные автозаводы уже начали выпуск автомобилей на базе китайских моделей под собственными марками».

Если раньше в структуре импорта доминировали автомобили из Японии и Европы, то теперь свыше 70% импортных поставок приходится на Китай, отметил ЦБ.

Поскольку внутреннее производство в России все больше полагается на импорт машинокомплектов из Китая, прибыль зависит от курса юаня, сказал источник, близкий к одному из заводов.

«Первым делом утром ты просыпаешься и смотришь на курс юаня, потому что от этого зависят маржа и цены», - сказал источник. 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку