Российские власти требуют валюту от крупнейших компаний, чтобы укрепить падающий рубль, который сулит экономике разгон инфляции накануне президентских выборов 2024 года.
В понедельник, когда курс доллара пробил отметку 100, представителей экспортеров вызвали на совещание с руководством правительства и ЦБ, чтобы обсудить меры стабилизации валютного рынка, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на трех участников обсуждения.
На встрече главным поставщикам валюты в Россию — а это госкорпорации и компании миллиардеров — рекомендовали продать выручку, чтобы стабилизировать рубль. Сделать это нужно в течение недели и отчитаться, рассказал один из источников «Интерфакса». В противном случае власти директивно введут обязательную продажу почти всей экспортной валюты — до 90%.
Совещание с экспортерами состоялось вскоре после того, как обеспечить «сильный рубль» от ЦБ потребовал Кремль (в лице помощника президента по экономике Максима Орешкина), а Совет Федерации от лица влиятельного сенатора Андрея Клишаса призвал Эльвиру Набиуллину помнить, что курсы валют влияют на социальные права граждан.
Сигнал из Кремля в ЦБ услышали хорошо: в тот же день регулятор анонсировал экстренное заседание по ключевой ставке и вызвал экспортеров на совещание. По словам источников «Интерфакса», государство заинтересовала валюта, которая накопилась за пределами России, — $80 млрд за 2022 год, по оценкам Bloomberg Economics. Эти деньги власти хотят мониторить вместе с операциями по выводу валюты, в том числе на посредников и внутри группы, рассказали источники «Интерфакса». Экспортерам пригрозили жестким закрытием каналов вывода средств за границу, даже в рублях, а «уклонистов» от возвращения валюты пообещали лишить господдержки и субсидий.
Ситуация с рублем вышла на уровень руководства страны, и это неудивительно. У курса выше 100 рублей за доллар есть «политический аспект», пишут аналитики «Локо-Инвест».
Девальвация неизбежно разгонит инфляцию, и пик этого процесса придется как раз на выборы следующего года, где правящему почти четверть века Владимиру Путину предстоит переизбраться на пятый срок. Эффект «курсового шока» на цены будет максимальным через шесть месяцев, а это значит, что к весне-2024 уровень потребительской уверенности, вероятно, будет на минимумах, отмечает Александр Исаков, экономист по России Bloomberg Economics.
Люди почувствуют инфляционную боль. 40% покупок у среднего потребителя приходится на импортные товары, указывает профессор РЭУ им. Плеханова Наталья Проданова: «Продукты питания, одежда, домашняя утварь, бытовая техника — все это подорожает».
Уже в июле, по данным ЦБ, месячный рост цен с учетом сезонности (почти 1%) стал рекордным с апреля-2022. При такой скорости годовая инфляция разгонится до 12%, и ЦБ, очевидно, нервничает. Его действия с ключевой ставкой носили «панический» характер, считает Сергей Алексашенко, в прошлом зампред Центробанка.
Тем не менее ЦБ показал, что ему небезразлична волатильность рубля, пишут аналитики ПСБ. И несмотря на хаотические метания, ему по крайней мере временно удалось сбить температуру на валютному рынке: днем в понедельник доллар стоил 101,74 рубля, к концу торгов вторника — 97,09 рубля, а на 11:38 мск среды — 96,96 рубля. Курс евро за то же время снизился с 111,41 рубля до 105,98 рубля.
Уровень 100 рублей за доллар власти будут «защищать», полагает Андрей Сизов, гендиректор «Совэкона»: «Трехзначный [курс] не нужен, намекает на какую-то нежелательную нестабильность».