МОСКВА, 21 авг (Рейтер) - Нефтяное крыло Газпрома компания Газпромнефть в августе отправила танкерную партию нафты из балтийского порта Усть-Луга в направлении Китая через Северный морской путь (СМП), показали данные трейдеров и Refinitiv.
По словам двух трейдеров, это первая поставка нафты через СМП по крайней мере с конца 2000-х годов.
РФ активно тестирует поставки по СМП, стараясь наладить маршрут в порты своего крупнейшего торгового партнёра, Китая, сократив проход через европейские воды.
Танкер SCF Irtysh погрузил 37-тысячную партию нафты в Усть-Луге 5 августа и направляется в китайский порт Чжухай, куда должен прибыть 6 сентября, по данным Refinitiv.
Газпромнефть не ответила на запрос Рейтер о комментарии.
Трейдеры говорят, что поставки нефтепродуктов в страны Азии по Севморпути помогут сократить транспортное плечо для грузоотправителей из балтийских портов РФ.
Так, традиционный маршрут из Усть-Луги в Китай через Суэцкий канал занимает около 40-45 дней, а проход по Севморпути может сократить время в пути на 7-10 дней, по их оценке.
Однако грузоотправителям при проходе СМП приходится использовать суда ледового класса и ледоколы, что увеличивает расходы на транспортировку.
Трейдеры отмечают, что экспорт нефти по СМП в Китай экономически выгоден летом с открытием навигации. При этом Россия может продолжить перевозки нефти и нефтепродуктов через Севморпуть в сентябре и октябре, но многое зависит от спроса в Китае, единственном покупателе на этом маршруте.
В марте Росатом сообщил, что обсуждает с Лукойлом и Газпромнефтью перевозки нефти по Севморпути в восточном направлении на танкерах не ледового класса в сопровождении ледоколов летом и осенью. По словам главы госкорпорации, эмбарго Евросоюза на импорт российской нефти и нефтепродуктов открыло новое окно возможностей для увеличения грузовой базы Севморпути как самого привлекательного маршрута.
Между тем, поставки российской нефти по СМП напрямую в Азию пока невелики: по словам трейдеров, с начала года перевезено примерно 0,5 миллиона тонн. В июле-августе пять танкеров, загруженных нефтью в арктическом порту Мурманск, балтийских Приморске и Усть-Луге отправились через Севморпуть в Китай.
«Поставки по СМП в этом году не такие высокие, как ожидалось, из-за сокращения экспорта (нефти) из России и высокого спроса в Индии. В Индию отправлять нефть через Севморпуть не имеет смысла, так как цена поставки дороже, чем через Суэцкий канал», - сказал источник в торговых кругах.
Круглогодичную навигацию по СМП планируется открыть в 2024 году, а к 2030 году, по поручению президента РФ Владимира Путина, довести грузооборот по этому маршруте до 200 миллионов тонн в год.
Таблица прогнозируемого грузопотока по СМП до 2035 года доступна по ссылке -