Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Нефтяники РФ сберегли демпфер в августе, сдерживая цены на топливо, но субсидия сентября под угрозой

МОСКВА, 31 авг (Рейтер) - Российские нефтепереработчики не допустили потерю сотен миллиардов рублей демпферной субсидии за август, сумев удержать средние оптовые цены на бензин и дизтопливо ниже порогового значения, однако угроза субсидии за сентябрь будет ещё сильнее, показали расчёты Рейтер.

По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ), индекс цены Аи-92 для Европейской части РФ за период с 1 по 31 августа составил 62.527 рублей за тонну. Это значение всего на 63 рубля (0,10%) ниже установленного в Налоговом кодексе РФ максимально допустимого уровня средней цены за месяц (62.590 рублей), за которым следует потеря топливного демпфера - субсидии, выплачиваемой государством для защиты внутреннего рынка от колебаний цен.

Биржевой индекс цены на летнее дизтопливо для Европейской части РФ за период с 1 по 31 августа составил 64.327 рублей за тонну - на 293 рубля (0,45%) ниже предела, обнуляющего демпфер.

Нефтяники продемонстрировали способность искусно контролировать ценовую динамику в августе, чтобы не лишиться демпфера, но в сентябре для получения субсидии им придется не сдерживать рост цен, а снижать их, что будет непросто в условиях сохраняющегося высокого спроса и снижения производства в предстоящем месяце из-за череды сезонных ремонтов на крупных НПЗ в стране.

По итогам торгов на СПбМТCБ 31 августа, средняя цена Аи-92 по европейским базисам составила 63.946 рублей за тонну - это на 1.356 рублей (2,2%) выше уровня, обнуляющего демпфер. Средняя цена дизтоплива составила в четверг 67.116 рублей за тонну, что на 2.496 рублей (3,9%) выше предела.

Чтобы среднее значения индексов уложились в норматив, необходимо в течение сентября понизить их от текущих величин на 4,4% и 8,6% соответственно. Снижению цен на топливо может препятствовать его дефицит, возникший и развивавшийся в июле-августе в регионах Южного, Приволжского и Центрального ФО.

Власти снизили вдвое размер демпферной субсидии с сентября, скорректировав формулу её расчёта. В августе демпфер для бензина составляет около 40.000 рублей за тонн и свыше 33.000 рублей для дизтоплива. Таким образом при сохранении в предстоящем месяце мировых котировок топлива и курса рубля к доллару на уровне августовских величин, нефтепереработчики недосчитаются по бензиновой субсидии примерно 20.000 рублей за тонну и 16.000 рублей - по дизельной.

В этой ситуации российские производители топлива окажутся в сентябре перед выбором: сохранить возможность получения субсидии, продавая топливо по убыточным ценам значительно ниже экспортной альтернативы, или не снижать оптовые цены в сентябре и лишиться демпфера, попробовав восполнить его потерю за счет роста оптовой стоимости топлива.

Участники рынка считают второй сценарий маловероятным, поскольку слишком уж велико необходимое повышение цен: чтобы вывести оптовые цены на уровень экспортного паритета без демпфера потребуется повысить их к текущим значениям на 60%-70%.

«На альтернативу вряд ли выйдет. Это повторение топливного кризиса 2018 года - регуляторы (его) не допустят. Что-то среднее может оказаться. Цены не снизят - останутся без демпфера и отыграют через подорожание, но не полностью, а только частично, например», - уверен трейдер на бирже.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку