Россия всячески затягивает юридические процедуры, связанные с журналистом The Wall Street Journal Эваном Гершковичем. Дело не только в особенностях системы, где судьи по требованию обвинения могут продлевать сроки предварительного заключения на месяцы и даже годы. В случае с арестованным иностранцем это обычная тактика, характерная еще для СССР, пишет WSJ со ссылкой на американских специалистов по переговорам.
Власти США считают Гершковича «необоснованно задержанным», в России его обвиняют в шпионаже (дело ведет ФСБ). Суд уже дважды продлевал срок ареста журналиста, в последний раз — до 30 ноября. То есть он будет находиться в СИЗО минимум восемь месяцев после задержания, при этом дата судебного процесса до сих пор не назначена.
США пытаются договориться об обмене Гершковича, а также бывшего морского пехотинца Пола Уилана, который был арестован еще в 2018 г. и приговорен к тюремному сроку. Статус «необоснованно задержанных», который им присвоен в Вашингтоне, дает американскому правительству широкие полномочия для осуществления усилий по их освобождению.
Дело журналиста будет двигаться медленно, сказали WSJ связанные с этой деятельностью американские чиновники. По их словам, в случае с баскетболистской Бриттни Грайнер у них было ощущение, что российская сторона затягивала переговоры о ее освобождении, чтобы усилить давление на США в преддверии промежуточных выборов в Конгресс в ноябре 2022 г. На них республиканцы, среди которых есть противники увеличения военной помощи Украине, не одержали убедительной победы. Грайнер была обменяна в начале декабря на торговца оружием Виктора Бута, который отбывал в США 25-летний срок.
При этом европейские и американские политики и эксперты считают, что Путин будет пытаться вести военные действия в Украине до этого времени в надежде на возвращение в Белый дом Дональда Трампа.
Подобный подход укладывается в тактику, которую американские переговорщики наблюдают еще с советских времен: Москва ждет, пока другая сторона первой обозначит свою позицию, а потом начинает очень медленно формулировать свою. Это подробно описал в книге «Российская переговорная политика», вышедшей в 1998 г., журналист и бывший сотрудник Совета национальной безопасности США Джеральд Шектер. (Он также известен тем, что помог в конце 1960-х гг. переправить на Запад мемуары Никиты Хрущева и был соавтором книги «Шпион, который спас мир» о сотруднике ГРУ Олеге Пеньковском, который работал на американскую и британскую разведки.)
В книге Шектер называет «легендарной» советскую тактику затягивания переговоров. Стандартный подход, отмечает он, — «пересидеть американского оппонента», «особенно при ведении дел с американскими переговорщиками, чьи временные рамки для ведения конкретных переговоров увязаны с президентскими выборами или президентским назначением и в чьей культуре ценится эффективность и быстрое решение проблем».
Быстро идет лишь финальная часть переговоров — и только после того, как противная сторона пошла на некоторые уступки, пишет Шектер. В эту парадигму укладывается и случай Грайнер.