Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Денег на ремонт может не хватить: россияне стали чаще покупать дешевые полисы автокаско

Надеяться только на ОСАГО может оказаться легкомысленным
Надеяться только на ОСАГО может оказаться легкомысленным Агентство «Москва»

Подорожание и дефицит автомобилей и запчастей заставляют россиян бережнее относиться к своим машинам и чаще страховать их, хотя как можно экономнее — так объясняет Центробанк рост автострахования в этом году.

Главная часть этого рынка, ОСАГО, во II квартале выросла на четверть (24,9%) до 82 млрд руб. ЦБ связывает это с ростом числа заключенных договоров (на 700 тысяч) и «подорожанием запчастей, из-за которого выросла стоимость полисов для более рискованных водителей», а проще говоря, повышения верхней границы тарифного коридора на 26% с сентября. Число договоров выросло на 6,8% в годовом выражении, но это не показательно: во II квартале прошлого года продажи автомобилей нащупывали дно.

Выплаты по ОСАГО при этом сократились до 38,3 млрд руб. (-4,4%): страховых случаев стало меньше. ЦБ видит два возможных объяснения: из-за прошлогоднего обвала авторынка было заключено меньше договоров, а виновники мелких аварий могли сами компенсировать убыток пострадавшим, чтобы не обращаться в страховую компанию. Тогда при продлении полиса он сильно подорожает.

Люди стараются экономить на страховании — это хорошо видно по происходящему в добровольном автокаско. Там, по данным ЦБ, продолжается быстрый рост числа заключенных договоров при снижении средней стоимости полиса. Это, по его мнению, «свидетельствует об усилении спроса на недорогие программы автострахования с ограниченными набором рисков и договоры с франшизами». Число заключенных договоров страхования автокаско во II квартале выросло более чем в 1,5 раза. «Рост спроса на автокаско связан с повышением ценности автомобилей для собственников на фоне ограниченного предложения, а также подорожания автомобилей и роста стоимости их восстановительного ремонта», — отмечает ЦБ.

В таких условиях надеяться только на ОСАГО может быть опрометчиво (вдруг выплаты не хватит на ремонт), и многие добавляли еще и страховку от ущерба — но недорогую. «Автовладельцы могли опасаться недостаточности страхового возмещения по ОСАГО в случае ДТП и предъявлять дополнительный спрос на полисы страхования автокаско», — объясняет ЦБ (вторая причина — рост продаж новых автомобилей, на которые оформляется автокаско, например по требованию банка). В результате взносы выросли по сравнению с прошлогодними на 21,6%, а выплаты почти не изменились (+1,1%).

Как и в ОСАГО, стало меньше страховых случаев, объясняет ЦБ. Причина та же: люди экономят и урегулируют мелкие убытки сами. Такая страховка обходится им дешевле. ЦБ считает снижение числа страховых случаев «с распространенностью франшиз, по которым страхователь самостоятельно оплачивает незначительные убытки, а также полисов, по которым возможность обратиться за выплатой возникает только в том случае, если страхователь не был виновником ДТП».

В результате средний размер выплат за год вырос почти на четверть, констатирует ЦБ: запчасти и ремонт подорожали, а мелких выплат стало меньше.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку