Ситуация на топливном рынке России, где цены взлетели на десятки процентов, а в ряде регионов возник дефицит дизеля и бензина, стала результатом неудачных действий правительства, заявил президент Владимир Путин.
«Правительство не среагировало своевременно на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть», — сказал Путин во вторник на пленарной сессии Восточного экономического форума.
Сейчас, по словам президента, кабмин «занимается» ситуацией и уже договорился с нефтяными компаниями о том, как действовать дальше. Очень важно обеспечить сельхозпроизводителя дизельным топливом, которого физически стало не хватать, подчеркнул Путин.
С начала года оптовые цены на бензин в России взлетели более чем на 70% и многократно устанавливали исторические рекорды. Летом «пожар» перекинулся на рынок дизельного топлива, которое с начала июля подорожало почти на 40%.
К августу в южных регионах РФ возник дефицит: нефтебазы либо сократили, либо полностью остановили отгрузку, и дизель начал исчезать с заправок в Ростовской и Астраханской областях, Ставрополье и Краснодарском крае.
К сентябрю проблема докатилась до центральной России, где дефицит дизеля возник на АЗС в Липецке, Туле, Чувашии, Татарстане и Марий Эл.
Правительство винит в топливном кризисе «серых экспортеров», которые скупают бензин и дизель по внутренним ценам, субсидируемым из бюджета, а затем вывозят за рубеж и реализуют за валюту. Объемы такого теневого экспорта глава Минэнерго Николай Шульгинов оценил в несколько миллионов тонн с начала года.
Он напомнил, что кабмин намерен запретить свободный экспорт нефтепродуктов: торговать бензином и дизелем за валюту сможет лишь ограниченный круг компаний, список которых сейчас находится на утверждении.
Нефтетрейдеры, опрошенные Reuters, считают, что дефицит топлива искусственно создается нефтяными компаниями. У них есть запасы в объеме 2 млн тонн бензина и 3 млн тонн дизеля, но расставаться с ними нефтяники не спешат, поскольку высокие цены компенсируют им уменьшение субсидий из бюджета с 1 сентября.