Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Миллиардер Дерипаска не увидел, как Путин может достичь заявленных целей в Украине

Сергей Бобылев / ТАСС

Ни Москва, ни Киев не смогут достичь своих целей в ходе военного конфликта, а потому его следовало бы прекратить, считает Олег Дерипаска. Ранее один из богатейших людей России, основатель «Русала» и En+, говорил, что и во внутреннем развитии страны цели оказались потеряны.

При этом экономика, прежде всего частный бизнес, продемонстрировали удивительную устойчивость под напором санкций, которые Дерипаска в интервью Financial Times назвал неэффективным оружием.

В отличие от основателя компаний «Еврохим» и СУЭК и богатейшего человека России Андрея Мельниченко, который в недавнем разговоре с FT выступал своеобразным проповедником принципа «все не так однозначно», Дерипаска в своем интервью осторожно высказался против войны. Правда, по его словам, остановить боевые действия следовало бы обеим сторонам:

Не понимаю, почему ее не могут закончить обе стороны. Не вижу, как кто-то может достичь заявленной цели. Вы дадите [истребители] F-16, F-35? Единственная цель, которую можно достичь, – еще больше страданий, еще больше потерянных жизней, больше раненых, может, на 5-10-20-25 километров слева или справа.

Две недели назад в интервью РБК Дерипаска сказал, что и в самой России образ будущего оказался «немного размыт» и это является «фактором, который сбивает людей». Если в 1990-е годы «все знали, куда мы идем, [то] сейчас это поход в неизвестность», отметил он.

В Москве неоднократно давали понять, что не намерены вести переговоры с Киевом: с такими заявлениями выступали и президент Владимир Путин, и министр иностранных дел Сергей Лавров. В свою очередь, Украина отвергает призывы остановить войну, высказывавшиеся представителями в том числе развивающихся государств, таких как Китай, Бразилия, ЮАР, потому что это позволило бы России обсуждать вопросы урегулирования, сохраняя контроль над оккупированными территориями.

Продолжение противостояния приведет к тому, что к следующему году «будет еще 50 000 убитых с обеих сторон и, возможно, 150 000 раненных», считает Дерипаска.

«Вы действительно считаете, что разумно, что еще 200 000 человек пострадают в течение ближайшего года?» – сказал он.

В августе Дерипаска писал в своем телеграм-канале, что мирные переговоры могут начаться в конце сентября. Он полагал, что настаивать на этом будут западные союзники Украины, которым становится экономически все сложнее ее поддерживать. «Стратегические просчеты политиков в Вашингтоне, раскачивание напряженности и раскручивание спирали международных конфликтов по всему миру тяжелым бременем ложатся на экономику США», – писал он. Правда, такое заявление не соответствует ситуации в США, где экономика продолжает быстро расти и даже беспрецедентное ужесточение денежной политики Федеральной резервной системой не может затормозить ее в достаточной степени.

Что касается противостояния с Россией, то в Вашингтоне и НАТО продолжают заявлять, что будут поддерживать Украину столько, сколько нужно. Хотя западные военные и политики начинают признавать, что война может затянуться на годы.

По словам Дерипаски, устойчивость российской экономики, оказавшейся под беспрецедентным давлением западных санкций, стала для него сюрпризом. Еще несколько месяцев назад он не мог себе представить, что частный сектор продемонстрирует такую гибкость. «Я был более-менее уверен, что до 30% экономики рухнет, но оказалось гораздо меньше, – сказал он. – Да, есть военные расходы, и различные субсидии, и господдержка, но все равно замедление оказалось удивительно небольшим. Частный сектор нашел способ продолжать работать, и работать успешно».

Впрочем, похвалил Дерипаска и власти – за инвестиции в промышленность и увеличение мощностей госпредприятий (которые во многом работают на войну). «Госкапитализм создал все эти массивные конгломераты с низкой производительностью, низкой загрузкой мощностей, низкими зарплатами. А сегодня я с удивлением вижу, что на некоторых из этих заводов зарплаты схожи с зарплатами в компаниях, которые я основал в том же регионе. У них есть деньги, они будут нанимать, будут конкурировать», – отметил он.

Военные расходы в российском бюджете стремительно растут в последние годы, и в 2024 г. правительство намерено потратить по статье «национальная оборона» 10,8 трлн руб. — на 70% больше, чем в текущем году (6,8 трлн), в 2,3 раза больше, чем в 2022-м (4,7 трлн), и втрое выше показателей довоенного 2021 года (3,5 трлн).

На Западе полагали, что Россия может выпускать около 100 танков в год, но сейчас их реальное производство приближается к 200, признался The Wall Street Journal западный военный чиновник. Такая же ситуация, по его словам, и со снарядами: прогноз составлял 1 млн в год, но в ближайшие пару лет, по всей видимости, годовое производство в России может быть 2 млн снарядов. Номинально рост выпуска вооружений поддерживает рост ВВП, но это непроизводительные инвестиции, неоднократно указывал профессор экономики Чикагского университета Константин Сонин: все это вооружение пропадает на поле боя, не обеспечивая развития экономики и роста благосостояния.

Санкции Дерипаска считает инструментом XIX века, в XXI веке они не могут быть эффективны, в частности потому, что к ним не присоединяться развивающиеся страны, «им нужно каждый день кормить 1 млрд человек» и для этого им необходимы в том числе «российские ресурсы, российские решения, торговля с Россией».

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку