Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

Российский топливный рынок: принуждение к патриотизму

Понимаю, что это непопулярная точка зрения, но мне иногда даже жалко российское правительство, которое разрывают противоречивые устремления. С одной стороны, надо финансировать войну, поглощающую огромные средства, а с другой – поддерживать хотя бы видимость стабильности в финансовой системе. Ошибки и просчёты неизбежны.
Выставочная, но весьма дорогая картинка
Выставочная, но весьма дорогая картинка АЗС «Роснефть»

Вот и теперь властям приходится расписываться в том, что они сели в лужу в попытке подкачать в войну денег за счет самого вроде бы богатого сектора экономики — нефтяной отрасли. Приняли решение сократить наполовину компенсацию нефтяникам за потери, которые они несут на внутреннем рынке из-за того, что в РФ топливо дешевле, чем в мире, — и мера эта тут же аукнулась и ростом цен на АЗС, и острым дефицитом бензина и дизтоплива, что оказалось особенно чувствительным для аграриев, занятых уборкой урожая.

Здесь сразу надо пояснить, из чего в России формируются цены на топливо. Даже грубый расчёт показывает, что больше 70% в цене бензина составляют налоги. Председатель думского комитета по энергетики Павел Завальный на днях привел другой расчет — 85%! Доля государства в выручке от продажи топлива только растёт. Увеличивается и налог на добычу полезных ископаемых, и акциз, который наращивают, как минимум, дважды в год. А топливным компаниям говорят: держите цены на АЭС на низком уровне. Патриоты вы или кто?

Владимир Путин из года в год на «прямых линиях» неизменно сетовал на дорогой бензин и обещал что-то с этом поделать, но однажды, в 2008 году, позволил себе откровенность: «За счет людей с большими или даже средними доходами, за счет людей, которые могут себе позволить иметь машину, покупать бензин, мы изымаем доходы в бюджет и перераспределяем среди тех, которые остро нуждаются. Те же самые безработные, инвалиды, пенсионеры. И так далее, и так далее. Военнослужащие». 

Иными словами, позволил себе иметь машину — попал в категорию лиц с большими или средними доходами. Изволь расплачиваться за такую роскошь. И финансировать этим расходы бюджета, какими бы они ни были.

Вот только такая практика «машинного доения» имела предел развития. В 2019 году жалобы нефтяников на то, что административно замороженные розничные цены топлива на фоне растущей доли налогов в этих ценах делают нерентабельными поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, были услышаны. Правительство ввело «демпферный механизм» — денежную компенсацию компаниям за эти потери. Деньги пришли из госбюджета — то есть нефтяникам стали платить не только заправляющиеся на АЗС автомобилисты, но все население России.

За девять месяцев 2023 года бюджет перечислил нефтяным компаниям 1,1 трлн «демпферных» рублей. Тогда власти не решили вдвое урезать эти выплаты. Реакция была мгновенной. Непатриотичные нефтяники не горели желанием работать в убыток и прибегли к разным способам уклониться от обслуживания нерентабельного внутреннего рынка. Они сократили поставки сырья на нефтеперерабатывающие заводы, стали ставить эти заводы на внеочередную профилактику и максимально использовать каналы экспорта сырой нефти и нефтепродуктов. Начались перебои снабжения, взлетели цены.

Потребители топлива, в том числе и работники сельского хозяйства, взвыли от отчаяния…

В правительстве поняли, что наломали дров и пытаются сейчас нормализовать ситуацию на топливном рынке. По привычке решили действовать запретами и дополнительным изъятием денег. Ограничили экспорт бензина и дизтоплива, подняли планку вывозной пошлины для «серых» экспортеров, ввели штрафы на срыв поставок топлива на биржу и даже увеличили квоту обязательных продаж топлива на бирже. Более того, пригрозили наказывать поставщиков за «монопольно высокие» цены, хотя это уже напоминает отказ от рыночных принципов и возвращение к советским госплановским порядкам.

Главная уступка нефтяникам — в прежних объёмах восстановлен «демпфер», хотя налоги на бензин и дизтопливо не сокращены. Ожидается, что в октябре компенсация топливным компаниям за потери на внутреннем рынке составит около 600 млрд рублей — против примерно 300 млрд в сентябре.

Решат ли такие поправки проблемы отрасли и рынка? Не решат. Биржевые цены бензина и дизтоплива продолжат рост, который они начали с отменой «демпфера», тем более что рубль всё больше слабеет, и нефтяники вынуждены компенсировать разрыв в рентабельности между внутренними поставками и экспортом. Парадоксально, но российские оптовые цены на нефтепродукты сейчас не выше стоимости нефти, из которой их произвели, а ниже (под давлением правительственных мер): переработчики работают себе в убыток.  

Федеральная антимонопольная служба разослала 32 нефтекомпаниям и сетям АЗС требования снизить цены. Но административное давление на владельцев бензоколонок, которых в приказном порядке заставляют держать относительно низкий уровень розничных цен, заставляет коммерсантов покидать невыгодный бизнес. Дефицит и перебои снабжения — неизбежные последствия правительственного шатания от непродуманного решения к половинчатому, но опять-таки непродуманному новому решению.

Восстановление «демпфера» означает потери для бюджета, который уже свёрстан с учётом сокращения компенсационных выплат. Это дает основания для того, чтобы ожидать новых поборов с нефтяной отрасли, пусть и другими методами.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку