После катастрофической двадцатилетней «войны с террором» и позорного поражения в Афганистане стало ясно, что Америка — отнюдь не Человек-Паук, но жалкая пародия на него, живущая под девизом «большая сила означает и большую безответственность».
Последнее представление в политическом цирке в Вашингтоне — на сюжет «отставка спикера» — было бы очень интересно смотреть, если бы оно не повлекло за собой глобальных дисбалансов и хаоса в самом злосчастном Конгрессе.
На опасный путь стала и Федеральная резервная система, уже задравшая учетные ставки и обещающая продолжить их повышать в 2024 году.
Американская администрация пытается гоняться сразу за сотней зайцев — от войны в Украине до потепления климата — и ни одного, кажется, не может поймать.
И тем не менее: США стремятся вступить в холодную войну со второй экономикой мира — несмотря на то, что Китай много раз ясно заявлял, что воевать с США ни в какой форме не хочет.
Но Америка невероятно самодовольна. Вашингтон уверен, что занимает в мире настолько сильные позиции, что может иметь дело одновременно с РФ, Китаем, Северной Кореей и Ираном. США уверены, что их экономика преуспевает, что они продолжают вести за собой весь мир, в том числе и Китай, во всем, что касается технологий, будь то искусственный интеллект, квантовые вычисления, робототехника, микропроцессоры или биоинженерия.
Это оптимизм из серии «стакан наполовину полон», в то время как многие аналитики пишут, что стакан не то что наполовину пуст, а даже едва налит. И речь не об интерпретациях — сами факты, на которые опираются американцы, вызывают сомнения. Казалось бы, уже одного этого должно быть достаточно, чтобы покончить с самолюбованием. Но нет.
А ведь прокси-война в Украине идет не так, как хотелось бы Западу; хуже того, его чаемое единство распадается. А цирк в Конгрессе привел к тому, что помощь Украине от США теперь не гарантирована!
Спикер Маккарти пожертвовал собой, но это было не решение проблемы государственного долга, а только попытка отложить ее в долгий ящик. Мало кто из осведомленных людей сомневается, что в среднесрочной или долгосрочной перспективе США будут наказаны за безудержный рост заимствований. Пока что американцам это сходит с рук, но глобальная дедолларизация идет, и ее поддерживают не только враги Вашингтона, но и его друзья: все стали терять доверие к американской денежно-кредитной, финансовой и внешней политике.
Говорят, что бывший и, возможно, будущий президент США Дональд Трамп заслужил презрение союзников США. Риторика президента Джо Байдена, конечно, более утонченная, но в действительности он как минимум повторяет, если не усиливает одиозную политику Трампа.
Трамп хотел остановить глобализацию. Байден, может быть, и не хочет, но просто убивает ее. Трамп выступал за однополярный мир — Байден гонит всех под свои знамена, заставляя плакать Дядю Сэма; Трамп не заботился об экономике союзников — Байден наносит им прямой экономический ущерб, вводя антироссийские и антикитайские санкции и нарочно разрушая глобальные цепочки поставок.
Справедливости ради надо сказать, что и Китай забил сам себе немало голов. Ставит ли это его на грань поражения — это опять вопрос из серии «стакан наполовину полон или наполовину пуст?», и ответ на него зависит от интерпретации.
Куда важней настоящий, актуальный вопрос: кто победит? Боюсь, планета Земля не просуществует так долго, чтобы мы успели получить на него ответ, а значит, он не будет иметь значения. Но, предположим, не при нашей жизни; тогда я бы предложил прислушаться ко Льву Толстому, который писал в «Войне и мире», что победа военного или политического гения — фикция. Лучший план войны разбивается вдребезги, когда начинают лететь пули и бомбы.
Незачем предсказывать, кто победит. Еще Наполеон говорил: когда ваш враг упорствует в своих ошибках, не стойте у него на пути.
Сказать легко, но как сделать так, чтобы они не совершали ошибок?
Перевод колонки обозревателя South China Morning Post