Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Бюджет-2024: заложник слабого рубля и предвестник нового повышения налогов

Дарья Корсунская

МОСКВА, 19 окт (Рейтер) - Опора федерального бюджета РФ в 2024 году на оптимистичный макропрогноз и слабый рубль в условиях дальнейшего разрастания военных расходов казны чревата дефицитом доходов и новыми поборами с бизнеса и населения, предупреждают аналитики.

Правительство в конце сентября внесло в Госдуму проект федерального бюджета РФ на 2024 год, заложив существенный рост доходов и расходов и определив своим главным приоритетом траты на оборону на фоне продолжающейся почти год и восемь месяцев «спецоперации» Москвы в Украине.

Новый финансовый план страны строится на сочетании прогноза слабого рубля - 90,1 рубля за $1, высоких цен на нефть - $85 за баррель Brent и $71,3 за баррель Urals - и уверенного развития экономики РФ с ростом ВВП на 2,3%. На этом фоне правительство ориентируется на сокращение бюджетного дефицита вдвое - до 1,6 триллиона рублей, 0,9% ВВП в 2024 году с 3 триллионов рублей, 1,8% ВВП в текущем году и пополнение Фонда национального благосостояния (ФНБ).

«Хотя формально цифры можно трактовать, как снижение бюджетных рисков, по факту мы имеем их рост», - считает экономист ЦентроКредитБанка, автор телеграм-канала MMI Евгений Суворов.

Дмитрий Полевой из ЛокоИнвест указывает на то, что параметры ненефтегазового дефицита, который дает понимание о бюджетном импульсе в экономике и влияет на будущее ключевой ставки ЦБР, увеличились по сравнению с действующим законом о бюджете, что свидетельствует о более мягкой бюджетной политике. Вместо заложенного ненефтегазового дефицита в 2024-2025 годах на уровне 6,8% и 5,7% к ВВП он теперь составит 7,3% и 6,6% ВВП соответственно.

«Риски для ненефтегазового дефицита четко смещены в сторону его более высоких значений, поэтому для ЦБ это будет оставаться источником опасений и причиной держать ставки высокими - 14% или даже 15% вполне реальны», - прогнозирует он.

Центробанк уже предупредил, что новые проектировки Минфина свидетельствуют о более существенном бюджетном импульсе в 2024–2026 годах, чем было заложено в макропрогноз Банка России, что может привести к большим проинфляционным рискам на среднесрочном горизонте, а для возвращения инфляции к цели 4% потребуется жесткая денежно-кредитная политика на протяжении всего 2024 года.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РИСОВАНИЕ ИЛИ ЗДОРОВЫЙ БЮДЖЕТ?

«Нормальный здоровый бюджет, температура нормальная», - охарактеризовал в сентябре новый проект бюджета глава Минфина Антон Силуанов, имея в виду рост госрасходов в следующем году до 36,6 триллиона рублей.

За три месяца до этого Силуанов сокрушался, что с 2019 по 2022 год власти уже увеличили расходы федеральной казны в полтора раза, предупреждая, что дальше наращивать траты невозможно. В результате, в 2024 году расходы вырастут уже более чем вдвое к 2019 году, когда они были на уровне 18 триллионов рублей.

Чтобы обеспечить такой рост госрасходов и при этом не раздуть дефицит власти заложили на следующий год увеличение поступлений в казну на 22,3%, или 6,4 триллиона рублей по сравнению с ожиданиями 2023 года. Доходы в 2024 году должны составить 35,1 триллиона рублей, или 19,5% ВВП, обновив многолетние максимумы.

Теоретически такой рост доходов реален, но риски недобора есть, особенно в нефтегазовом секторе, написал аналитик Промсвязьбанка Денис Попов.

«Художественное рисование под стратегические задачи», - категоричен Суворов.

«Была задача - профинансировать военные расходы. Но была также задача соблюсти нормы приличия и показать возвращение в рамки бюджетного правила в 2025 году. Для этого нужно было изобразить бурный рост доходов. Лучший инструмент для этого - нарисованный прогноз», - написал он.

Прогноз доходов выглядит оптимистичным как с точки зрения экономических предпосылок прогноза Минэкономразвития, так и оценок собираемости налогов, считают аналитики Ренессанс Капитала Софья Донец и Андрей Мелащенко, усматривая риски недополучения доходов в 2024 году в сумме до 1 триллиона рублей.

По их мнению, повышение ключевой ставки Центробанка - на 550 базисных пунктов за последние два месяца - при обещанном регулятором длительном ее сохранении на высоком уровне может свести рост кредитования к нулю и вкупе с уже запланированным увеличением налоговой нагрузки, негативно влияющим на спрос, замедлить рост ВВП до 1% в 2024 году. Соответственно, бюджет получит меньше налоговых доходов.

ЦБР ждет рост ВВП в 2024 году в диапазоне 0,5–1,5%, МВФ прогнозирует 1,1%.

«Самые большие вопросы в этом прогнозе: Будет ли цена на нефть (Brent) $85? Будет ли рост экономики на заявленных уровнях? При том, что ставку ЦБ придется держать высокой, как минимум, по причине бурного роста расходов бюджета и курсовых эффектов на инфляцию», - написал управляющий директор Газпромбанк Private Banking Егор Сусин.

Сергей Коныгин из инвестбанка Синара, напротив, считает, что номинальные доходы в 2024 году могут даже превысить оценки Минфина, если сбудутся его прогнозы по нефти - Urals $85 за баррель.

«В отличие от правительства мы вообще видим бюджет-2024 сбалансированным. А это оставляет пространство для маневра расходами (в сторону, конечно, их увеличения), как неоднократно случалось в таких ситуациях в прошлом», - прогнозирует Коныгин.

«В любом случае, бюджет по-прежнему сильно зависит от стоимости нефти и курса рубля».

По оценкам Коныгина, изменение курса USD/RUB на один рубль увеличивает или уменьшает нефтегазовые доходы казны и как следствие потребность в заимствованиях на 60 миллиардов рублей. При базовом прогнозе в районе 86 рублей за $1 бюджет-2024 недосчитается 250 миллиардов рублей нефтегазовых доходов, ожидает Коныгин. Силуанов оценивал эффект на доходы бюджета РФ от изменения курса на один рубль к $1 в 100 миллиардов рублей.

«Бюджет на следующий год очень амбициозный. Проблема дефицита решена за счет слабого рубля и производных от него, например, высоких дивидендов. Если рубль сильно укрепится, то бюджет окажется в тяжелом положении», - сказал главный экономист Эксперт РА Антон Табах.

Помимо общего влияния на нефтяные доходы в бюджет заложен прямой выигрыш от слабого рубля ­- новые «курсовые» пошлины, бьющие по всему несырьевому экспорту, напоминает Полевой.

Власти РФ с 1 октября и до конца 2024 года ввели для ненефтегазового сектора экспортные пошлины, которые будут взиматься при курсе выше 80 рублей за $1 и, по оценкам Минфина, должны принести в бюджет в следующем году 604 миллиарда рублей.

СТРИЖКА ТОЛЬКО НАЧАТА

Рост доходов в следующем году объясняется и другими налоговыми новациями. Помимо новых экспортных пошлин большую долю сборов должно принести снижение дисконта к Brent для определения цены на нефть, применяемой при расчете налогов - 861 миллиард рублей в 2024 году. Свыше 100 миллиардов рублей добавит повышение НДПИ на газ ради изъятия прибыли компаний от индексации оптовых цен на газ. До этого власти уже увеличили ставки налогов на нефть и газ и ввели разовый налог на сверхприбыль для крупного бизнеса.

Однако на этом власти могут не остановиться, опасаются экономисты. Аналитики БКС и Альфа Капитал ждут дополнительных налоговых решений в 2024 году.

Донец и Мелащенко прогнозируют, что в случае недобора поступлений Минфин будет использовать одну из трех опций - введение новых изобретательных «донастроек» в бюджетное правило с тем, чтобы больше тратить нефтегазовых доходов, или дополнительное увеличение заимствований; новые временные налоговые сборы; перманентное повышение базовых налогов, например, НДС, что станет более приемлемым сценарием после президентских выборов.

Табах считает, что в следующем году может встать вопрос о полномасштабной налоговой реформе, в то время как до сих пор правительство обходилось точечными изъятиями.

«Ресурсы конечны. Опыт показывает, что скорее бизнес, чем граждан, будут активно стричь. В открытую или через какие-то косвенные меры - вопрос философский, увидим в середине 2024 года», - сказал Табах.

Логику действий Минфина в налоговой сфере в конце сентября объяснял заместитель главы ведомства Алексей Сазанов, по словам которого налоговая политика сейчас напрямую зависит от бюджетной, а именно от того, какой объем расходов определят власти:

«Нельзя рассматривать налоговую политику в отрыве от всех остальных событий, которые происходят в стране и мире. Налоговая тактика вынужденно становится адаптивной, потому что у нас другого выбора нет. Это те реалии, в которых мы живем. Если мы видим, где формируется экономическая рента или природная рента... да, нам эти решения нужны».

«Если будет предсказуемость расходных обязательств, будет обязательно предсказуемость в налогах», - говорил Сазанов.

Донец и Мелащенко указывают на то, что согласно проекту нового трехлетнего бюджета Минфин в 2025-2026 годах все еще планирует вернуться к варианту консолидации расходов, однако это будет определяться ситуацией на геополитических «полях» и, скорее, сталкиваться с ограничениями.

«Как показывает международный опыт, оборонные расходы, как правило, остаются на устойчиво повышенном уровне на протяжении всего времени ведения военных действий и как минимум год после их завершения», - написали аналитики Ренессанс Капитала.

Это направляет экономику по ложному пути и похоже на историю Советского Союза, сказал экономист Константин Сонин.

«Известно, что Советский Союз тратил на вооруженные силы гораздо больше, чем на что-либо другое. И хотя к концу существования СССР казалось, что все это понимали, что мы просто слишком много тратим на армию, Советский Союз так и не смог сократить бюджет. Страна рухнула, а затем рухнул бюджет», - сказал Сонин.

«Они могут продержаться год или два, может быть, пять лет, но это, безусловно, неустойчиво в долгосрочной перспективе», - считает он.

По мнению аналитиков Ренессанс Капитала, существующий объем ликвидной части ФНБ дает резервную «подушку» в негативных сценариях как минимум на два-три года, но недостаточен для решения вопросов долгосрочной устойчивости сырьевой экономики. (Дарья Корсунская. Редактор Дмитрий Антонов)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку