МОСКВА, 19 окт (Рейтер) - Россия сократила экспорт автобензинов по железной дороге 1-15 октября на 80% к аналогичному периоду сентября из-за действия запрета на отгрузки за рубеж моторных топлив, показали данные отраслевых источников и расчеты Рейтер.
Российские власти ввели запрет на экспорт бензина с 21 сентября на неопределенный срок, при этом под ограничения попали автобензины с любым октановым числом (от менее 80 до более 98) и любого экологического класса.
Исключение было сделано для поставок в рамках международных межправительственных соглашений, включая страны ЕАЭС, а также для грузов, помещенных под таможенные процедуры до вступления в силу постановления и принятых к перевозке Российскими железными дорогами (РЖД).
На фоне действия запрета поставки автобензинов железнодорожным транспортом для экспорта через порты и погранпереходы РФ в первые 15 дней октября упали почти на 80% к тому же периоду предыдущего месяца до 37.000 тонн.
Из этого объема около 10.000 тонн было направлено с российских НПЗ в направлении Киргизии и около 4.900 тонн - в Таджикистан, обе страны получают нефтепродукты из РФ в рамках межправительственных соглашений.
Топливные ограничения не коснулись также Монголии - решение об этом было принято 25 сентября на первом заседании комиссии по сотрудничеству Федерального Собрания РФ и Великого государственного Хурала Монголии.
По данным отраслевых источников, за период с 1 по 15 октября в направлении Монголии из РФ было поставлено около 6.800 тонн автобензинов с НПЗ Роснефти.
Небольшие партии автобензинов были также поставлены в обзорный период в направлении Грузии, а также российских портов Санкт-Петербург, Мурманск и Тамань, однако эти объемы были отгружены с НПЗ еще до вступления в силу запрета на экспорт топлива, уточнили источники Рейтер.
Переработчики переориентировали отгрузки автобензинов на внутренний рынок, а часть НПЗ проводят или продлили плановые сезонные ремонты, говорят участники рынка.
По их данным, НПЗ Киришинефтеоргсинтез, крупнейший в РФ экспортер автобензинов, в период с 1 по 15 октября увеличил поставки моторного топлива на внутренний рынок железнодорожным транспортом на 21% к тому же периоду сентября, отгрузок на экспорт в обзорный период не было.
«Большая часть автобензинов реализуется на внутреннем рынке также автотранспортом», - уточнил один из источников Рейтер.
НПЗ Славянск ЭКО, в мае начавший экспортные поставки автобензинов в направлении российского черноморского порта Новороссийск, в октябре возобновил отгрузки в порт нафты (бензина газового стабильного) вместо автотоплива, сказали трейдеры.
НПЗ Газпромнефтехим Салават, который в сентябре-октябре проводит плановые ремонтные работы на установке первичной переработки АВТ-6 и ряде вторичных установок, в этом месяце так же начал экспортные поставки нафты в направлении арктического порта Мурманск вместо автобензинов.
По словам отраслевых источников, основная часть бензина, экпортируемого в октябре из российских портов Усть-Луга, Санкт-Петербург и Мурманск - белорусского производства.
Белоруссия поставляет свои нефтепродукты для транзитной перевалки через порты РФ с марта 2021 года в рамках межправительственного соглашения между Москвой и Минском.
В сентябре 2023 года Белоруссия увеличила железнодорожные поставки автобензинов со своих НПЗ для транзитной перевалки через российские порты на 45,6% в посуточном выражении относительно августа до около 246.000 тонн.
За первую половину октября в адрес российских портов Усть-Луга, Санкт-Петербург и Мурманск поставлено уже около 120.000 тонн автобензинов белорусского производства, по данным источников.