Минуло 17 дней с того утра, когда «Хамас» совершил ужасающее нападение на Израиль, стоившее жизни более чем 1400 израильтянам, среди которых были беззащитные женщины, дети и старики. Невыразимая жестокость! — правительство США и весь американский народ разделили горе израильских семей, молились за возвращение их близких домой и ясно выразили солидарность с израильским народом. Израиль имеет право защищать своих граждан от бессмысленного насилия, и я полностью согласен с призывом президента Байдена поддержать нашего давнего союзника в преследовании «Хамаса», демонтаже его военного потенциала и содействии безопасному возвращению сотен заложников семьям.
Мы поддерживаем Израиль, но мы также должны иметь в виду, что то, как именно Израиль ведет борьбу с «Хамасом», имеет значение. В частности, важно — как неоднократно подчеркивал президент Байден, — чтобы военная стратегия Израиля соответствовала международному праву, то есть чтобы Израиль старался избежать, насколько это возможно, гибели или страданий гражданского населения.
Соблюдение этих норм важно само по себе — потому что это оправданно морально и отражает нашу веру в неотъемлемую ценность каждой человеческой жизни. Соблюдение этих норм также критически важно для привлечения союзников и для благосклонности мирового общественного мнения — то есть для долгосрочной безопасности Израиля.
Это чрезвычайно трудная задача.
Война — всегда трагедия, и даже самые тщательно спланированные военные операции часто подвергают риску мирное население. Как сказал президент Байден во время недавнего визита в Израиль, Америка сама временами отступала от собственных строгих правил, когда участвовала в войне, а после событий 11 сентября США не были готовы прислушиваться к советам даже ближайших союзников, когда мы принимали меры, чтобы защититься от «Аль-Каиды».
«Хамас» устроил организованную резню израильских граждан, резню, которая вызвала в памяти самые мрачные эпизоды из истории преследования евреев, и нельзя не понять граждан Израиля, когда они требуют от правительства искоренить «Хамас» и гарантировать, что подобные нападения никогда больше не повторятся. Сложность еще и в том, что боевики «Хамаса» рассредоточены по всему сектору Газа, а руководство движения, судя по всему, намеренно прячется среди гражданских, подвергая опасности тех, кого они якобы представляют.
Но мир внимательно наблюдает за развитием событий в регионе, и любая израильская военная операция, влекущая за собой жертвы среди гражданских лиц, может иметь далеко идущие последствия. От бомбардировок в секторе Газа уже погибли тысячи палестинцев, в том числе много детей. Сотни тысяч были вынуждены покинуть свои дома. Решение израильского правительства отключить воду и электричество и не доставлять еду населению, находящемуся фактически в плену, угрожает не только усугубить очевидный гуманитарный кризис; это решение может на многие поколения непоправимо испортить отношение палестинцев к израильтянам, значительно ослабить глобальную поддержку Израиля, сыграть на руку его врагам, подорвать долгосрочные усилия по достижению мира и стабильности на Ближнем Востоке.
Поэтому важно, чтобы те из нас, кто поддерживает Израиль в трудную минуту, поощряли стратегию, которая может вывести «Хамас» из строя, но в то же время сведет к минимуму жертвы среди гражданского населения.
Решение Израиля открыть путь грузовикам с гуманитарной помощью в сектор Газа, отчасти ставшее следствием закулисной дипломатии администрации Байдена, обнадеживает, но мы должны продолжать вести за собой мировое сообщество в деле ускорения доставки критически важных товаров в сектор Газа, все глубже погружающийся в отчаяние.
Мы должны призвать все главные силы на Ближнем Востоке взаимодействовать с палестинскими лидерами и организациями, которые признают право Израиля на существование, чтобы можно было найти способ воплотить законное стремление палестинцев к самоопределению. Может показаться, что такой подход делает перспективы окончания конфликта максимально отдаленными, но это лучший и, возможно, единственный способ достичь прочного мира и безопасности, к которым стремится большинство израильских и палестинских семей.
Мы имеем дело с чрезвычайно сложной ситуацией: множество людей страдает, страсти по понятным причинам накаляются, — поэтому всем нам нужно сделать все возможное, чтобы продемонстрировать наши главные ценности, а не наши главные страхи. Это значит, что мы должны активно противодействовать антисемитизму во всех его формах и проявлениях. Это означает отказ от попыток затушевать ужасную трагедию, которую только что пережил израильский народ, отказ от морально несостоятельной идеи, что какая-то причина может оправдать преднамеренное убийство невинных людей. Но это же означает и отказ от антимусульманских, антиарабских или антипалестинских настроений, от идеи считать всех палестинцев частью «Хамаса» или других террористических группировок. Это означает и необходимость воздерживаться от языка вражды в отношении к народу Газы и преуменьшений страданий палестинцев, где бы они ни жили, в секторе Газа или на Западном берегу реки Иордан.
Это также означает признание полного права Израиля на существование, на то, что у еврейского народа есть безопасная родина, которая имеет древние исторические корни; это означает и то, что предыдущие израильские правительства совершали огромные усилия, чтобы разрешить вековой спор с палестинцами и проложить путь к решению проблемы двух государств на одной земле, — но эти усилия пропали впустую из-за действий другой стороны.
Это означает признание того, что и палестинцы веками жили на спорных территориях; что многие из них были перемещены в то время, когда образовывалось Государство Израиль, а другие были насильственно перемещены со своих земель, когда развивалось израильское поселенческое движение, которое почти всегда получало молчаливую, а то и явную поддержку израильского правительства; это значит, что те палестинские лидеры, кто был готов на уступки ради создания двух государств, мало что получали за свою сговорчивость; это значит, наконец, что люди доброй воли могут отстаивать права палестинцев и выступать против тех или иных действий израильской власти на Западном берегу или в секторе Газа, не будучи при этом антисемитами.
Но главное, это значит, что нам следует не всегда предполагать худшее в отношении тех, с кем мы не согласны. Сейчас времена социальных сетей, где правят злопамятность, троллинг и дезинформация; времена политиков и лидеров общественного мнения, которые стараются разогреть конфликт, а не пролить на него свет, сейчас, наверное, трудно рассчитывать на уважительный диалог вообще — что уж говорить о диалоге с такими высокими ставками, после того как было пролито столько крови.
Но если нам хочется все-таки сохранить возможность обеспечить мир, безопасность и достойную жизнь будущим поколениям израильских и палестинских детей, да и наших собственных детей, — тогда мы должны по крайней мере пытаться на собственном примере показывать, что мы способны своими словами и действиями достичь такого мира, который мы бы хотели, чтобы наши дети унаследовали.